VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Содержание

Как действует датчик холостого хода ЗМЗ 405

В карбюраторных моторах делему обогащения консистенции при запуске ДВС решала пусковая ручка и регулировочные шайбы. С появлением электрического зажигания этим занимается регулятор холостого хода в комплексе с остальными датчиками и ЭБУ. Его механизм работы смотрится последующим образом:

  • калибровка РХХ делается контроллером ЭБУ автоматом после обнаружения этого датчика в системе;
  • практически РХХ является шаговым электродвигателем с конусной иглой в особом отверстии обводного канала дроссельной заслонки;
  • РХХ контакт никаких сигналов в «мозг» машины не передает, но получает их от контроллера, потому является не датчиком, а исполнительным устройством – электроклапаном;
  • в свою очередь, бортовик «видит», что в топливной консистенции недостаточно воздуха по сигналам ДМРВ, сравниваемым с сигналами ДПДЗ;
  • на регулятор ХХ подается напряжение, игла выходит из канала, недостающее количество воздуха поступает в смесь для смешивания.

Датчик холостого хода ЗМЗ 405

Регулятор либо датчик РХХ холостого хода мотора ЗМЗ-405) – один из основных исполнительных устройств системы управления движком. От его корректной работы зависит стабильность оборотов на холостом ходу, потребление горючего, ситуации с неожиданным глушением мотора.

Регулятор (РХХ-60 либо 0280 140 545) установлен на ресивере системы впуска воздуха. Он представляет собой клапан с электроприводом, регулирующий подачу воздуха во впускную систему в обход дроссельной заслонки, что обеспечивает поддержание данных оборотов холостого хода на разных режимах работы мотора (запуск, прогрев, торможение движком, возникновение дополнительной нагрузки от подвесного оборудования). На самом деле – это регулятор холостого хода.

При отказе регулятора либо неисправности в его цепи блок управления включит лампу сигнализатора КМСУД, а в память запишет соответственный код неисправности. С неисправным регулятором движок на холостом ходу может глохнуть после запуска и работать на завышенных оборотах. Если из-за механических повреждений либо загрязнения поворотная заслонка станет заедать, то движок будет неустойчиво работать на холостом ходу.

Принцип действия датчика холостого хода ЗМЗ 405

Не считая того, ЭБУ получает сигналы о температуре охлаждающей жидкости и масла в системе. При запуске в прохладное время года нужно прогреть движок до рабочей температуры, чтоб понизить износ деталей трения, потому канал РХХ приоткрывается для обогащения консистенции инжектору, даже без нажатия педали акселератора водителем.

В момент старта метод работы последующий:

  • ключ поворачивается, врубается зажигание;
  • шток выдвигается до упора, игла перекрывает байпасный канал;
  • в момент упирания штока в калибровочное отверстие компьютер отсчитывает шаги вспять;
  • на обмотки подается напряжение, клапан ворачивается в открытое положение.

Если датчик холостого хода ЗМЗ 405 предлагаю для вас сделать последующий порядок действий:

Проверка РХХ без применения диагностического прибора

При выключенном зажигании и снятие клеммы с АКБ(минус), в задней части РХХ отключаем его разъем(помечено красноватой стрелкой) и замеряем сопротивление обмоток РХХ при помощи обыденного китайского мультиметра, поставив его на застыл сопротивления. Сопротивление должно быть от 10 до 14 ОМ. Замеряем меж средним выводом и правым, а потом с левым контактом.

Можно проверить РХХ, подав на его клеммы напряжение 12 вольт от АКБ. Средний будет плюс, а минусами, попеременно, левый и правый контакт. Зависимо от подачи минуса на крайнюю левую либо правую клемму, РХХ должен на сто процентов закрыться либо открыться.

Если движок не крутится а гудит то, может быть он заклинил. Попытайтесь его разобрать и отлично помыть: бензином, жидкостью для промывки карбюратора либо ВД.

На снятой с РХХ клеммы, заодно, проверьте подается ли на него питание. Для этого включите зажигание и замерьте напряжение меж средним(2) выводом и массой. U=12v. Если напряжение отсутствует, либо малюсенькое, то кое-где есть ОБРЫВ.

Принцип работы РХХ

Если на вашем автомобиле стали появляться признаки завышенного либо неравномерного холостого хода мотора с непроизвольной его остановкой, также вы стали подыгрывать педалью газа при заводке, то одной из обстоятельств, может быть некорректная работа Регулятора Холостого Хода(РХХ).

РХХ это обыденный шаговый движок, состоящий из 4 обмоток, расположенных под прямым углом относительно друг дружку и кольцевого магнита. Шаговый эл.мотор двигает(закрывает либо открывает) запорный клапан(цилиндр), регулирующий подачу воздуха на впуске, минуя дроссельную заслонку по дополнительному каналу РХХ, и тем поддерживая нужный холостой ход при пуске мотора и его прогреве, также при торможении либо при включение дополнительных электронных устройств, которые могут вызвать просадку напряжения:кондиционер, фары и т.д.

Т.е. РХХ является обыденным исполнительным механизмом, получающий нужный управляемый сигнал от ЭБУ. Движок РХХ крутится на закрытие либо, напротив, открытие запорного клапана с данным количеством шагов. ЭБУ считывает шаги от стопроцентно закрытого запорного клапана до стопора.

Выявить неисправность РХХ диагностическим устройством не всегда представляется вероятным, потому что причина очень больших оборотов при пуске, либо, напротив, самопроизвольное глушение мотора на холостых оборотах, может быть вызвана неисправностью, связанной с механической части РХХ. Червячная передача ротора мотора может в каком то положении проскакивать и ЭБУ будет неправильно считывать количество шагов.

В РХХ находится, регулирующая поток воздуха, железная заслонка в виде цилиндра, которая, при загрязнении либо повреждении, будет заедать либо клинить, и это тоже вызовет неправильную работу всей электрической системы.

При пуске прохладного мотора, Электрический блок управления(ЭБУ) получает сигнал от Датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) о количестве воздуха поступаемого в систему, ассоциирует его с сигналом приходящим от Датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), и на базе этих данных, сформировывает сигнал и подает его на форсунки. Если, в этот момент, воздуха недостаточно для сотворения требуемой топливной консистенции при данных оборотах и температуре, то ЭБУ подает сигнал РХХ на большее открытие запорного клапана, и в камеру сгорания подается дополнительный воздух. Движок начинает работать на завышенных оборотах, поглощая больше горючего и воздуха.

Если РХХ не исправен, то приходится держать педаль акселератора в нажатом состоянии, подавая дополнительное количество воздуха на впуск и, соответственно, еще более бензина в топливную рампу, потому что ЭБУ начинает принимать высочайший сигнал с ДПДЗ.

Движок набрал нужную температуру. ЭБУ воспринимает сигнал с ДТОЖ и ДМРВ и, определив прогрев мотора, уменьшает подачу горючего на форсунки, и, естественно, подает сигнал на прикрытие клапана РХХ. На впуск поступает меньше горючего и воздуха – движок начинает работать на размеренных оборотах холостого хода.

В процессе движения автомобиля, ЭБУ воспринимает сигнал от Датчика положения дроссельной заслонки(ДПДЗ) об открытие либо закрытие дроссельной заслонки, и проведя соответственный анализ, принимая также сигнал от ДМРВ и ДТОЖ, регулирует подачу горючего и по мере надобности закрывает либо открывает РХХ на требуемое (данное методом) количество шагов. Закрытие соответствует 1 шагу, а вполне открытый 255 шагов.

Читайте также:  Замена штатной магнитолы на Chevrolet Cruze

Нужно осознать главное: Движок РХХ не просто закрывает либо открывает запорный клапан, а передвигается, при помощи червячной передачи, на определенное количество шагов, которые его обмоткам задает ЭБУ.

Датчик холостого хода ЗМЗ 406 инжектор

Проверка РХХ с помощью диагностического прибора

Если неисправность РХХ в электронной схеме питания, то на панели устройств должен загореться чек неисправности. В таком случае без диагностического устройства не обойтись. При помощи даже самого обычного СКАНЕРА вы сможете прочесть коды ошибок, и на основании приобретенных кодов делать надлежащие выводы. Коды дефектов на 406, 405 и 409 движках несколько отличаются, ознакомится с ними вы сможете: Коды ошибок

При проверке РХХ диагностическим устройством, при вполне нагретом движке, положение открытия колеблется от 20 до 35 процентов.

На рабочем моторе, проверьте зависимость положения РХХ от расхода воздуха.

Дополнительная проверка РХХ

Пережмите шланг от заслонки к РХХ. Если авто не заглохнет, означает — подсос воздуха. Мотор должен заглохнуть сходу.

Гул от датчика холостого хода

Если честно не пробовал, но непременно проверю. При снятом шланге(для видимости конуса) и присоединенном РХХ, нажимая плавненько на педаль газа, запорный цилиндр должен плавненько передвигаться на закрытие либо открытие.

Еще с самой установки ЗМЗ 406 меня волновал завышенный ХХ, было около 1050-1100. Кое-где был маленькой подсос, но где конкретно найти так и не вышло. Грешил на РХХ, брал у знакомого разборщика заранее исправный, ХХ малость свалился, но не до табличных 900 об/мин. Никто толком ничего порекомендовать не мог, в конечном итоге психанул и развинтил регулятор на молекулы

Выкручиваем три винтика сзади, где разъем подключения

Тянем за разъем и радиальными движениями вынимаем заднюю пластиковую крышку с обмоткой, она держалась винтами сейчас просто плотно вставлена

Лицезреем пластинку в виде незамкнутого кольца с отверстиями, к которой и крепилась винтами задняя крышка, она прогуливается в особом пазу свободно вращаясь в любом направлении.

Воткнул назад пластинку и щетки, вращением задней крышки за разъем отрегулировал положение заслонки так, чтоб просвета, если глядеть куда одевается патрубок на дроссель) фактически не было (вначале был около 2 мм).

Снял, затянул все винты, поставил назад — работает!

Это было спустя месяц после установки, запись выкладываю только на данный момент, т.к. сходу будет еще одна запись о новеньком РХХ.

После чего отъездил без заморочек пол года, пока не прогорел впускной клапан на 4 цилиндре и не пришлось делать голову, попутно обнаружив место подсоса.

Не думаю, что много кому будет увлекательна эта запись, но нужная инфа все таки находится.Любой из на не раз сталкивался с регулятором холостого хода, он же РХХ. Обрисовывать механизм работы и прочее думаю будет излишним, потому что в инете все расписано, тем паче на том же веб-сайте www.2a2.ru. Сущность записи будет в выборе этих РХХ и о том, что все таки устроило меня.На рынке куча производителей данных РХХ:1. Пекар;2. Лузар;3. Bosch;4. Пегас;5. Авто Трейд (Авто Электроника).Мне довелось прокатиться на 3 РХХ:1. Пегас (либо РХХ-60) — ставился штатно с завода;2. Bosch (кат. 280 140 545);3. Не узнаваемый мне производитель РХХ-60 (хотя есть мировоззрение, что этот тот же Пегас первых выпусков).

Как уже и писалось выше, что Пегас ставится с завода и заморочек в принципе не вызывает, кроме редчайшего выхода из строя.По прошествии какого то времени я стал перебегать на все датчики компании Bosch и исключением не стал РХХ от этой компании. Купил я его за забавные средства 1500 за новый в коробке. Откатался я с ним не так длительно. 1-ое время все было гуд, но позже стал давать странноватые показания на ХХ. Количество шагов на ХХ колебалось от 35 до 50, что ниже нормы в 60-90 шагов на ХХ при прогретом ДВС. В общем пришлось откатиться до промышленного варианта.Как то мне попался в руки регулятор неведомого производителя со съемной верхней частью. Мысль отменная в плане обслуживания, ибо кокс можно вымыть стопроцентно, чего не сделаешь в «закрытом» РХХ. Почистил, собрал, поставил. Эффект есть, РХХ работает нормально, но кол-во шагов на ХХ 85-90. В принципе в норме, но это много. Самое наилучшее, что меня устраивает 70-80, что было с заводским РХХ.В общем к чему я все свожу… У хоть какого РХХ есть сзади разъем, он же частично крышка РХХ, укрывающая наш взгляд от внутренностей данного исполнительного механизма системы ЭСУД. Сущность в том, что все РХХ калибруются на щите, т.е. открытие заслонки на определенном шаге на определенное расстояние, что обеспечивает пропуск определенного объема воздуха. Продолжая в том же русле… На многих ресурсах попадаются записи о том, что можно отрегулировать этот РХХ, если его разобрать и мало покрутить по часовой стрелке либо против нее, то тем можно достигнуть размеренного ХХ. Ребят, этого делать НЕЛЬЗЯ! ЭБУ содержит в прошивке определенные зависимости, которые определяются информационными датчиками и эти зависимости выплывают в работу исполнительных устройств. Расписывать что такое информационные датчики и исполнительные механизмы не буду, ибо это и так понятно, если кто не много мальски знаком с механизмами работы ЭСУД. Если не стабилен ХХ на прогретом ДВС, это не означает, что дело в РХХ. Может быть куча вариантов, начиная от подсоса воздуха, заканчивая свечками либо гибелью 1-го из датчиков ЭСУД.

Проверить исправность РХХ можно при помощи обыденного тестера по методике из приведенного выше веб-сайта. Существует очередной недочет, который проверяется только вскрытием РХХ — разделение магнита на 2 и поболее частей либо отрыв штока. Такое обычно происходит из — за падения этого механизма.

Как чистить РХХ понимаете сами:) На фото больше всего увлекателен разборный РХХ, которых фактически нет!Если кто знает производителя, то прошу указать!

Давление бензонасоса

Топливный насос в инжекторном движке может иметь прямое воздействие на то, что машина троит на холостом. Показания давления в рампе при включении зажигания должны быть в границах 3-4 атм. Находится в зависимости от типа мотора, установленного на автомобиле. Если регулятор давления горючего (рдт) находится на рампе форсунок, то 3 атм, если в баке в погружном насосе 4 атм. При отклонениях в наименьшую сторону смесь становится бедной, система управления движком наращивает время открытия форсунок, и она начинает поливать. Поджечь такую смесь нереально. При таковой неисправности движок будет троить на холостом ходу, да и машина при нажатии на педаль акселератора будет плохо ехать. Мощность падает. Отыскать причину можно только манометром, подцепив к рампе, если есть особый штуцер, или к самому электронному насосу расположенному в баке, также под рамой у грузовых бензиновых газелей.

регулятор, холостой

Манометр МП — 100

Нет холостого хода ЗМЗ 406. Причина.

2-ая топливная проблема — это форсунки. Инфы по ним в вебе сильно много. Есть все в мануалах и инструкциях, но большая часть не стремятся делать профилактику. По сути техническое сервис форсунок, ну и всей топливной системы в целом, является таким же действом, как и замена масла. Например, на банке с промывочной жидкостью Wynn’s написано, что промывать форсунки необходимо каждые 20-30000 км пробега.

Проявление троения на холостых оборотах

Первым признаком является тряска на низких оборотах, которая передаётся в руль, ручку КПП, педали сцепления и тормоза. Основная фишка в том, что троит движок конкретно на оборотах холостого хода, а не под нагрузкой. Другими словами, когда вы нажимаете на педаль акселератора, машина едет ровно без сбоев, отлично разгоняется. Стоит только встать на светофоре как возникает вибрация мотора.

Читайте также:  Замена Датчика Холостого Хода Ваз 21099 Инжектор

Вторым признаком является плавание оборотов. Стрелка на панели устройств раскачивается туда-сюда. Обороты не могут стать на 800 об/мин.

3-ий нередкий признак — это зависание оборотов. Движок гудит, жужжит на 1200 об/мин и выше.

Поломка механической части двигателя

Сначала требуется замерить давление в цилиндрах компрессометром. Величина компрессии стандартного мотора должна быть в границах 13 атм. Отличия допустимы в 1 атм, но менее. При таковой не значимой разнице, проверить термические зазоры клапанов, гидрокомпенсаторы, зависимо от того, какой типа регулировки установлен на моторе. Гидрокомпенсаторы представляют собой механизм из плунжеров и каналов масла. За счет давления масла гидротолкатель компенсирует термический зазор меж кулачком распредвала и стержнем клапана. Если механизм нарушен, изношен, или не поступает масло, зазор не будет выбираться и движок будет троить конкретно на холостых оборотах. Под нагрузкой не проявляется, другими словами на больших оборотах.

АвтоВАЗ выпустив автомобиль Granta, заменил седла головки блока цилиндров на металлокерамические. Ранее на головках 21083 и 1118 Kalina стояли чугунные седла. В связи с этой не хитрецкой заменой 1-го на другого, термические зазоры необходимо устанавливать на 0,05 мм больше. В мануале и письмах завода так и написано. Многие этого не знают и делают как ранее, заранее зажимая клапана. Последствия от таковой регулировки дают о для себя знать через некое время, в виде прогара клапана и троения мотора на малых оборотах.

В практике встречаются случаи, когда клапан трескается, но при всем этом компрессию указывает неплохую. Такие аспекты редчайшие, но встречаются. Как проверить? Для этого есть пневмотестер, принцип действия которого, очень прост. В двигатель закачивается воздух под определенным давлением и смотрится разность показаний по двум манометрам на тестере. Также на слух можно определить откуда выходит воздух. Через впускные, выпускные клапана, картер двигателя или расширительный бачок охлаждающей жидкости. Таким профессиональным способом определяют наличие, либо отсутствие герметичности в месте контакта седла клапана, поршневых колец, прокладки головки блока.

На автомобилях марки ГАЗель с мотором 405 очень часто устанавливают бракованные коммерческие распредвалы. Кулачки впускных клапанов на 3 цилиндре (встречались именно такие) имеют не стандартную фазу, или по-другому угол наклона. А совсем проще, они просто неправильно отлиты, видимо кустарным способом, на мини заводе. В связи с тем, что фаза не стандартная, один из цилиндров отказывается работать и троит. Найти такую неисправность очень тяжело, потому что даже при проверке меток все будет стоять на своих местах, а при снятии характеристики давления по 1-му цилиндру (что и делают в основном диагносты) тоже будет показывать норму.

Даже если распредвалы стоят заводские, метка может изначально быть установлена неправильно, или перескочить цепь, ремень ГРМ, в зависимости от того, какой тип мотора установлен.

Осциллограмма давления на автомобиле ГАЗель с 405 двигателем.

Видно, что вторая визирная леска стоит на перекрытии клапанов и показывает 396 градусов относительно коленчатого вала. Допустимое значение до 370 градусов на этом моторе. Двигатель при этом троит на холостом ходу, а едет не так уж хорошо, но пойдет. Классика жанра.

Система зажигания

Поломки связанные с системой зажигания редко влияют на троение двигателя именно на холостых оборотах. Объясняется это также, как и при подсосе характером горения смеси в зависимости от ускоренного вхождения потока воздуха в камеру сгорания. И объем воздуха здесь играет противоположную роль. Он как известно состоит из молекул кислорода. Для того чтобы его пробить искре нужно достаточное количество энергии. При нажатии на педаль газа в дроссельном узле приоткрывается заслонка пускающая большой поток в ресивер, а затем и в камеру сгорания. Если существует проблема в свечах, к примеру трещина на изоляторе, катушке зажигания или высоковольтном проводе, пробить такую смесь с большим м молекул кислорода сложно. Горения не происходит и цилиндр не работает. Напомню, что все это происходит именно под нагрузкой, когда резко нажимаем на педаль газа, хотим ускорить машину. На холостых же оборотах дроссельная заслонка полностью закрыта, воздух попадает через байпасный канал регулятора холостого хода для поддержания оборотов. Количество молекул кислорода не такое большое и искра спокойно поджигает смесь, цилиндр работает, машина не троит.

Неисправность трамблера относится к карбюраторным типам двигателей. Он имеет контакт между бегунком и электродами крышки, который при износе пропадает. Искре не хватает силы дойти до свечей зажигания, а тем более поджечь топливно-воздушную смесь в камере сгорания. На карбюраторных моторах влияние искры на троение в режиме холостого хода сильнее. Скорее всего это можно объяснить выходным напряжением вторичной цепи катушки. Она намного слабее и ниже, чем на инжекторе. В районе 7 кВ, а на системе DIS 40 кВ, при пробое воздушного промежутка вне камеры сгорания.

Возможные причины

Может быть огромное количество причин. Разберемся как диагностировать данную неисправность, какие действия нужно предпринять, что знать, чтобы не покупать ненужные запчасти, не платить всем диагностам города за слова: «у вас все хорошо» или наоборот: «давайте поменяем это, и вот это».

Почему троит двигатель только на холостых оборотах, секреты и нюансы

Автомобилисты часто сталкиваются с различными неприятностями, которые подкидывает мотор. Особенно неприятная ситуация, когда троит двигатель и проявляется это на холостых оборотах. Сразу же менять свечи и высоковольтные провода не имеет под собой основания, так как в основном причина не в этом. Давайте разбираться где же кроется загвоздка. Едет хорошо, встанешь трясет…

Не герметичность впускного тракта

Данный вид неисправности называют подсосом воздуха. Проявляется он как раз-таки на холостом ходу, а при перегазовке исчезает. Связано все это с приростом объема зашедшего кислорода через дроссельное пространство. На бензиновых моторах обороты увеличиваются за счет воздуха, даже говорят, что двигатель работает на воздухе. Конечно же имеется ввиду, что топливная смесь горит за счет кислорода, и с его увеличением горение увеличивается, энергия передается поршням пропорционально больше, соответственно обороты коленчатого вала растут. Все это говорит о том, что двигатель троит под нагрузкой не из-за подсосов. Так как количество воздуха через трещину в коллекторе, сальники форсунок ничтожно мало по сравнению с пришедшем через дроссельную заслонку. Соответственно трясет двигатель исключительно на холостом ходу.

Первым делом проверить компрессию, если двигатель троит на холостом ходу, а при подгазовке нет провалов и рывков. Механика мотора самая дорогостоящая. Поэтому ее нужно исключить в первую очередь. Затем смотреть подсосы воздуха и только потом проверять систему зажигания и топливо.

Проверка и замена регулятора холостого хода ЗМЗ-406

На двигателе ЗМЗ-4062 нет привычной, как в карбюраторе, системы холостого хода. Функцию каналов и жиклера холостого хода выполняет микропроцессорный блок управления с помощью форсунок топливоподачи и регулятора добавочного воздуха.

Регулятор (РХХ-60 или 0280 140 545) установлен на ресивере системы впуска воздуха.

Он представляет собой клапан с электроприводом, регулирующий подачу воздуха во впускную систему в обход дроссельной заслонки, что обеспечивает поддержание заданных оборотов холостого хода на различных режимах работы двигателя (пуск, прогрев, торможение двигателем, появление дополнительной нагрузки от навесного оборудования).

По сути – это регулятор холостого хода.

При отказе регулятора или неисправности в его цепи блок управления включит лампу сигнализатора КМСУД, а в память запишет соответствующий код неисправности.

Читайте также:  Какую Кпп Можно Поставить На Ваз 2106

С неисправным регулятором двигатель на холостом ходу может глохнуть после пуска и работать на повышенных оборотах.

Если из-за механических повреждений или загрязнения поворотная заслонка станет заедать, то двигатель будет нестабильно работать на холостом ходу.

Проверка регулятора добавочного воздуха

Выключаем зажигание и снимаем минусовую клемму с аккумуляторной батареи.

Шилом или тонкой отверткой отщелкиваем зажим колодки и отсоединяем разъем регулятора.

Омметром измеряем, сопротивление двух обмоток регулятора, для чего подсоединяем один щуп прибора к центральному выводу, а другой – поочередно к крайним.

У исправного регулятора сопротивление каждой обмотки должно находиться в пределах 10–14 Ом.

Сняв регулятор с двигателя, надеваем на центральный вывод обрезок полихлорвиниловой трубки и вставляем в нее конец оголенного провода.

Соединяем центральный вывод с плюсом аккумуляторной батареи, минус – поочередно с крайними.

В одном случае заслонка должна полностью открыться, в другом – закрыться

Если этого не происходит, слегка потрясите регулятор, чтобы убедиться, что заслонка не заедает.

Неисправный регулятор заменяем.

Снятие регулятора добавочного воздуха

Отверткой ослабляем хомут

Снимаем шланг подвода воздуха.

Отверткой ослабляем хомут нижнего шланга.

Ключом на 10 отворачиваем два болта крепления регулятора к ресиверу впускной системы.

Снимаем регулятор в сборе с кронштейном, вынув нижний патрубок регулятора из шланга

Снимаем с регулятора стальной хомут и резиновую трубку.

Устанавливаем регулятор в обратной последовательности

При монтаже ориентируемся по диаметру патрубков регулятора – подводящий больше и должен располагаться сверху

Аналоги от разных производителей

Регулятор холостого хода РХХ-60 для двигателей серий ЗМЗ-406, 4213, 405, 409 (оригинальный код 0280 140 545) выпускается многими производителями. Вот некоторые из них:

Производитель Номер в каталоге
MetalPart MP-406-1147051-02
ПЕГАС 406-1147051-02
Certronic
UAZ

Регуляторов холостого хода РХХ автомобиля ЗМЗ 406

Среди множества агрегатов, относящихся к транспорту, отдельного упоминания стоит регулятор холостого хода. Аппарат обеспечивает:

  • выравнивание числа оборотов при работе двигателя без нагрузки;
  • исключение колебаний давления поступающего в мотор окислителя при резких рывках дросселя;
  • управление наполнением кислородом смеси на холостых оборотах;
  • контролирует силу потока воздуха при прогреве двигателя на автозапуске.

Для российских инжекторных моторов серий ЗМЗ 4213, 405, 406, 409, устанавливаемых в автомобили UAZ и ГАЗ, используется РХХ-60.

Признаки неисправности регулятора и возможные причины

Есть несколько примет в работе двигателя, сигнализирующих о неполадках регулятора холостого хода:

Лампа неисправности и коды Симптом Возможные причины и методы их решения
Check Engine не включается Двигатель дает повышенные обороты в прогретом состоянии на холостом ходу Подвижная шторка регулятора добавочного воздуха может быть закоксирована, рекомендуется промыть ее керосином с последующей сушкой
Если запуск мотора возможен с перекрытым шлангом РХХ-60, вероятен проход кислородной смеси через дроссельную заслонку
Check Engine не включается Запуск мотора проходит, но он сразу отключается, или становится возможен только при наполовину утопленной педали акселератора Нужно убедиться в чистоте воздушного канала, и в случае его загрязнения убрать налет со стенок с помощью керосина
Возможна неисправность РХХ
Активен сигнализатор Check Engine Коды самодиагностики 161-166 или 0505-0509, 0511, 1509,1513-1514, 1750-1755, в зависимости от используемого ЭБУ Проблемы электрической части

Коды неисправностей можно получить соединив 10 и 12 контакт диагностического разъема, находящегося спереди под капотом. Количество вспышек лампочки Check Engine, которые начнут происходить после включения зажигания, и паузы между сериями, дадут искомые числа.

РХХ 405 / регулировка холостого хода ГАЗель 405

Расшифровка кодов в случае активности сигнализатора Check Engine:

Код Возможная причина и методы исправления/поиска
161–166, 1750–1755 РХХ отсоединен от ЭСУД; обрыв контактов 37, 14; короткое замыкание между 4 и/или 26; между ними и корпусом; неисправность в ЭБУ; выход из строя катушек регулятора; КЗ на обмотках
0505 Проблемы в цепях питания и интерфейсах РХХ-60
0506–0507 Помехи в работе регулятора — низкие или слишком высокие обороты
0508, 1513 Короткое замыкание между цепями управления электроприводом РХХ и массой
0509, 1513 Короткое замыкание между цепями управления электроприводом РХХ и сетью питания
0511 Обрыв в цепях управления ШД
1509 Перегрузка цепей управления ШД

Самыми относительно трудно обнаруживаемыми неисправностями становятся механические повреждения внутреннего устройства. При них, по электрической части все нормально, но подвижная шторка не реагирует на приходящие импульсы. Здесь проблемой может быть физический разлом магнитов или отрыв штока. Причиной служат экстремальные механические нагрузки при аварии или сильный удар по регулятору.

Какие бы похожие симптомы не обнаружились у машины, стоит вначале уточнить целостность соединительных линий и работоспособность датчиков ЭСУД.

Устройство РХХ-60

Функция регуляторов холостого хода в управлении свободным объемом участка воздуховода двигателя. Выполняется процедура клапаном оснащенным электроприводом. Контролирует его микропроцессорный блок управления агрегатами автомобиля, формирующий нужное количество импульсов для изменения положения поворотной заслонки. Всего ЭБУ предусматривает в отношении клапана 240 узловых позиций между его полным открытием и закрытием. Калибровка производится на специальном стенде для каждого из РХХ.

Регулятор холостого хода расположен на косильной лески поступления атмосферного газа в обход заслонки управляемой дросселем. Когда она закрыта, двигатель снабжается кислородом именно через этот канал.

В момент включения стартера, регулятором холостого хода полностью открывается газовый канал. Когда двигатель запущен и уже прогрет, но еще не нагружен, клапан пропускает до 35–45 % воздушной смеси через обходные пути. При движениях дросселя РХХ регулирует объем кислорода, идущего в цилиндры, уменьшая и увеличивая его дополнительное количество.

Электропитание регулятор получает от бортовой сети. Электромагнитные обмотки начинают работу за счет их соединения с массой автомобиля через ЭБУ.

Тестирование РХХ-60

Выяснить работоспособность электрической части регуляторов холостого хода достаточно просто. Сначала отсоединяют РХХ от интерфейсных проводов и воздуховодов двигателя автомобиля. На среднюю леску регулятора подводится плюс от аккумулятора. Минусом касаются поочередно до крайних вводов разъема. В рабочем устройстве, при соединении с одним контактом клапан полностью откроется, при касании другого — закроется.

Далее работоспособность проверяют мультиметром. Между каждым из крайних контактов и центральной линией должно быть сопротивление около 12 Ом. Также недопустимо короткое замыкание между любой из трех линий и корпусом регулятора. Сопротивление, в процессе проверки на КЗ, мультиметр определяет не менее 1 МОм.

Технические характеристики и схема подключения

Характеристики регулятора холостого хода, используемого в Газелях, УАЗах и Волгах с двигателями серии 406:

  • пропускная способность: 60 кг/ч;
  • частота канала контроля обмоток: 125 Гц;
  • питание: 6–18 В;
  • индукция обмоток двигателя, контролирующего клапан при питании 100Гц:

12(±2) мГц;
активное сопротивление на каждую обмотку:

12(±1) Ом;

  • глубина скважности импульсов: до 100 %;
  • теоретическое количество позиций подвижной шторки: 240.
  • К электронным системам двигателя аппарат соединяется по следующей схеме:

    Средняя клемма контактного разъема общая. Первая используется для питания обмотки открытия, третья управляет закрытием клапана.

    Процедура замены

    • Отсоединяем интерфейсный кабель от регулятора холостого хода.
    • Снимаем подходящие воздушные трубки, ослабив держащие их хомуты отверткой.
    • 10 ключом вывинчиваются пара болтов на креплении регулятора к корпусу двигателя.
    • Следом снимается хомут держащий устройство, и резиновое основание под ним.

    Сборка производится в обратном порядке. Во избежание случайного ошибочного присоединения сторон регулятора к обходной системе воздухоснабжения, верхний вводной патрубок на РХХ-60 шире, чем нижний.

    VESKO-TRANS.RU 2022