VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Простая схема электронной «массы» для автомобиля

Электронный выключатель «МАССЫ» для авто своими руками

Чтоб обезопасить собственный автомобиль от случайного возгорания от недлинного замыкания проводки на время стоянки, также чтоб лишне не разряжать аккумулятор многие автовладельцы устанавливают в собственном автомобиле устройство для отключения «массы». С его помощью аккумулятор просто отсоединяется от бортовой электросети автомобиля. Не надо всякий раз снимать клемму с АКБ. Время от времени ставят такое устройство под руль в салоне авто и не надо даже открывать капот.

Также механические выключатели «массы» нередко выходят из строя, стираются подвижные части, разбалтываются и потом выключатель плохо начинает работать.

Есть и отключатели «массы» с дистанционным управлением, которые освободят Вас от необходимости всякий раз открывать капот. Правда, само управляющее устройство все таки остается под напряжением, а для отключения «массы» конкретно из салона автомобиля туда нужно прокладывать длиннющий «минусовый» кабель и сверлить под него отверстие в щитке моторного отдела.

Предлагаем Вашему вниманию схему электрического отключателя «массы», не имеющего механических контактов и поэтому более надежного и долговременного. Не считая того, данное устройство может употребляться и как противоугонное.

Электрический отключатель «массы» состоит всего из 2-ух полупроводниковых устройств: тринистора V2 (см. электронную схему) и полупроводникового диодика V1. 1-ый играет роль электрического реле, срабатывающего при наличии даже краткосрочного импульсов на управляющем электроде. Таковой сигнал можно подать, замкнув. микровыключатель S1, установленный в салоне. Тогда тринистор V2 раскроется, его сопротивление станет не достаточно, и через устройство может протекать значимый ток. Но тринистор пропускает ток только в одном направлении — от аккумуляторной батареи в бортовую сеть. А чтоб аккумулятор мог подзаряжаться от генератора параллельно тринистору, но в оборотной по отношению к нему полярности, включен диодик V1.

Схема электронного выключателя «массы» и конструкция блока

  • микровыключатель,
  • накидная клемма,
  • уголок,
  • диодик,
  • тринистор.

Вариант конструкции электрического выключателя «массы» показан на рисунке. Оба полупроводниковых устройства установлены на алюминиевом уголке размером 50 х 50 х 3 мм, длиной 100 мм. На одной полке в нем нужно просверлить два отверстия — 0 21 мм для тринистора и 0 6,2 мм для диодика средней мощности. На другой попе уголка просверлите отверстие под размер болта крепления к кузову автомобиля.

Все электрические соединения выполните многожильным монтажным проводом, а к выводу катода тринистора подсоедините с помощью кабеля в металлической оплетке накидную клемму аккумулятора. Оплетку затем обмотайте изоляционной лентой.

Готовое устройство поместите в металлический кожух и покрасьте его нитроэмалью под цвет автомобиля.

Чтобы не сверлить в кузове автомобиля отверстие для управляющего провода, отыщите держатели, крепящие тормозную трубку к моторному отсеку, и аккуратно выбейте донышко. Вы получите 5-мм отверстие между моторным отсеком и салоном, через которое и пропустите управляющий провод.

Отверните винты чехла, закрывающие рулевую колонку, просверлите в нем отверстие нужного диаметра и установите микровыключатель. К одному его выводу подсоедините управляющий провод, ко второму — провод, идущий; на «массу».

Электронный выключатель массы автомобиля своими руками

Упрощенная схема ВМ приведена на рис.1, а полная. на рис.2.

В него введен фильтр высоковольтных помех, возникающих в результате работы генератора и зажигания. Собран фильтр на элементах С1, С2 и VD1. Конденсаторы С1 и С2 гасят пульсации напряжения выпрямителя генератора, а стабилитрон VD1 (с напряжением стабилизации 18 В) устраняет скачки напряжения, возникающие в бортовой сети автомобиля при работе системы зажигания, а также электродвигателей. ВМ имеет два гнезда для подключения дистанционного управления на ИК-лучах и сигнализации, срабатывающей от всевозможных датчиков (дверных выключателей, датчика качания и др.).

Конденсаторы СЗ. С5. искрогаси-тельные. Они предназначены для устранения искрения контактов реле и кнопочных выключателей. Диод VD3 также предназначен для устранения искрения контактов кнопки SB2, появляющегося в результате ЭДС самоиндукции обмотки реле К1.

На элементах VD2 и VS1 собрана силовая часть устройства. Через диод VD2 протекает ток заряда АБ, а через тиристор VS1. ток разряда.

Основные параметры ВМ (при использовании радиоэлементов, указанных на схеме):

Потребляемый ток (собственный)

Обратный ток, мА, не более. 15

Прямой, максимально допустимый ток:

Падение напряжения на схеме (между выводом АБ и «массой»), В, не более. 0,25

Максимально допустимое импульсное напряжение, В. 200

Рассмотрим работу устройства

При замыкании контактов кнопки SB1 срабатывает реле К1 и самоблокируется своими контактами К1.2. Одновременно замыкаются контакты К1.1, которые вызывают открывание тирис-тора VS2. Он, в свою очередь, включает тиристор VS1. Тиристор VS1 подключает к корпусу автомобиля аккумулятор, что вызывает зажигание светодиода HL1.

При нажатии кнопки SB2 прерывается ток через обмотку реле К1, и его контакты размыкаются. Одновременно замыкаются аноды и катоды тиристоров, что вызывает их принудительное закрывание. В налаживании устройство фактически не нуждается. Но возможна ситуация, когда «масса» автомобиля не будет выключаться. Тогда придется уменьшить сопротивление резистора R2 до 6 Ом, а возможно, поменять местами группы контактов кнопки SB2.

Читайте также:  Как Подтянуть Ручник На Chevrolet Ланос

К деталям устройство не критично. Вместо тиристора VS1 можно применить любой мощный тиристор, рассчитанный на максимальный прямой ток не менее 160 А и обратное напряжение не менее 200 В. В качестве VD2 подойдет любой диод на ток не менее 35 А и иобр200 В. Кроме того, необходимо, чтобы у диода катод был соединен с корпусом. Диоды VD3, VD4 можно заменить на Д226А (Б, В, Г) Стабилитрон Д817Д. на любой другой с UCT=14. 20 В и 1СТмак^400 мА- Резистор R2 должен быть проволочным, а R3. рассчитанным на мощность рассеяния 1. 2 Вт.

В качестве реле К1 подойдет любое реле, имеющее четыре группы переключающих контактов, напряжение срабатывания 9. 11 В и удерживающее контакты при падении напряжения до 5. 6 В.

Следует отметить, что при установке устройства на автомобиль значительно улучшается качество радиоприема, особенно стерео в диапазонах FM и УКВ. Примерные осциллограммы напряжения в бортсети автомобиля до и после установки ВМ приведены на рис.3 и 4 соответственно.

При установке вместо кнопки SB1 геркона с нормально разомкнутыми контактами, ВМ можно использовать как противоугонное устройство, и включать массу при помощи постоянного магнита, поднесенного в нужное место. Следует учесть, что нажимать кнопку SB2 при выключении устройства необходимо кратковременно, так как резистор R2 разогревается.

Целесообразно (в легковых автомобилях) скомпоновать устройство в двух корпусах. в одном, устанавливаемом возле АБ под капотом, размещается силовая часть устройства и фильтр помех (элементы VS1, VD2, С1, С2, VD1, VS2), в другом, устанавливаемом в салоне автомобиля. все остальное.

Силовые элементы устройства VD1, VD2, VS1, VS2, особенно VS1 и VD2, необходимо размещать вдали от нагревающихся деталей автомобиля, на собственных радиаторах из алюминия или дюраля. Компоновочный чертеж силового блока ВМ приведен на рис.5, а вид передней панели «салонного» блока. на рис.6.

Устройство было установлено на моем автомобиле три года назад, и до сих пор с ним не было никаких проблем, следует лишь следить за тем, чтобы силовые элементы не перегревались.

При использовании в качестве реле К1 РЭС-22 (паспорт РФ500.131) появляется дополнительное удобство при эксплуатации автомобиля. Так, например, при понижении напряжения на клеммах АБ до 10,5 В «масса» автомобиля перестает включаться, что защищает АБ от глубокого разряда.

Мощный выключатель(размыкатель) своими руками

Вместо светодиодного индикатора (HL1) можно использовать электронный цифровой вольтметр.

Электронный выключатель массы своими руками.

В [1] было помещено описание электронного выключателя массы для аккумулятора автомобиля. Однако, на мой взгляд, главный недостаток этого выключателя в том, что им нельзя воспользоваться, если в бортовой сети возникает короткое замыкание. Кроме того, в выключателе массы нет индикатора включения. А ведь это часто бывает необходимо.

Я предлагаю свою схему электронного выключателя массы. Включение и выключение устройства осуществляется двумя кнопками. Упрощенная схема выключателя массы приведена на рис.1, а полная — на рис.2. В него введен фильтр высоковольтных помех, возникающих в результате работы генератора и зажигания. Собран фильтр на элементах С1, С2 и VD1. Конденсаторы С1 и С2 гасят пульсации напряжения выпрямителя генератора, а стабилитрон VD1 (с напряжением стабилизации 18 В) устраняет скачки напряжения, возникающие в бортовой сети автомобиля при работе системы зажигания, а также электродвигателей. Выключатель массы имеет два гнезда для подключения дистанционного управления на ИК-лучах и сигнализации, срабатывающей от всевозможных датчиков (дверных выключателей, датчика качания и др.). Конденсаторы СЗ. С5 — искрогасительные. Они предназначены для устранения искрения контактов реле и кнопочных выключателей. Диод VD3 также предназначен для устранения искрения контактов кнопки SB2, появляющегося в результате ЭДС самоиндукции обмотки реле К1. На элементах VD2 и VS1 собрана силовая часть устройства. Через диод VD2 протекает ток заряда аккумуляторной батареи (АБ), а через тиристор VS1 — ток разряда.

Основные параметры выключателя массы (используя радиоэлементы, указанные на схеме): Рабочее напряжение: — максимальное, В. 16,6 — минимальное, В. 10,5 Потребляемый ток (собственный) — во включенном состоянии, А. 0,12 — в выключенном состоянии, мА. 15 Обратный ток, мА, не более. 15 Прямой, максимально допустимый ток: — зарядный, А. 80.разрядный, А. 160 Падение напряжения на схеме (между выводом АБ и «массой»), В, не более. 0,25 Максимально допустимое импульсное напряжение, В. 200

Рассмотрим работу выключателя массы. Замыкая кнопку SB1 срабатывает реле К1 и самоблокируется своими контактами К1.2. Одновременно замыкаются контакты К1.1, которые вызывают открывание тиристора VS2. Он, в свою очередь, включает тиристор VS1. Тиристор VS1 подключает к корпусу автомобиля аккумулятор, что вызывает зажигание светодиода HL1. При нажатии кнопки SB2 прерывается ток через обмотку реле К1, и его контакты размыкаются. Одновременно замыкаются аноды и катоды тиристоров, что вызывает их принудительное закрывание. В налаживании устройство фактически не нуждается. Но возможна ситуация, когда масса не будет выключаться. Тогда придется уменьшить сопротивление резистора R2 до 6 Ом, а возможно, поменять местами группы контактов кнопки SB2. К деталям конструкция выключателя не критично. Вместо тиристора VS1 можно применить любой мощный тиристор, рассчитанный на максимальный прямой ток не менее 160 А и обратное напряжение не менее 200 В. В качестве VD2 подойдет любой диод на ток не менее 35 А и Uобр ≥200 В. Кроме того, необходимо, чтобы у диода катод был соединен с корпусом. Диоды VD3, VD4 можно заменить на Д226А (Б, В, Г). Стабилитрон Д817Д — на любой другой с Uст=14. 20 В и Iст max≥ 400 мА. Резистор R2 должен быть проволочным, а R3 — рассчитанным на мощность рассеяния 1. 2 Вт. В качестве реле К1 подойдет любое реле, имеющее четыре группы переключающих контактов, напряжение срабатывания 9. 11 В и удерживающее контакты при падении напряжения до 5. 6 В. Следует отметить, что при установке выключателя массы на автомобиль, значительно улучшается качество радиоприема, особенно стерео в диапазонах FM и УКВ. Если установить вместо кнопки SB1 геркон с нормально разомкнутыми контактами, выключатель массы можно использовать как противоугонное устройство и включать массу с помощью постоянного магнита, поднесенного в нужное место. Следует учесть, что нажимать кнопку SB2 при выключении устройства необходимо кратковременно, так как резистор R2 разогревается.

Читайте также:  Замена задних колодок UAZ Patriot 2017

Целесообразно (в легковых автомобилях) скомпоновать устройство в двух корпусах — в первом, который устанавливается возле АБ под капотом, где размещается силовая часть устройства и фильтр помех (элементы VS1, VD2, С1, С2, VD1, VS2), и в другом, устанавливаемом в салоне автомобиля, где размещается все остальное. Силовые элементы устройства VD1, VD2, VS1, VS2, особенно VS1 и VD2, необходимо размещать вдали от нагревающихся деталей автомобиля, на собственных радиаторах из алюминия или дюраля. Компоновочный чертеж силового блока выключателя массы приведен на рис.3, а вид передней панели «салонного» блока — на рис.4. Устройство отключения массы было установлено на моем автомобиле три года назад, и до сих пор с ним не было никаких проблем, следует лишь следить за тем, чтобы силовые элементы не перегревались. При использовании в качестве реле К1 РЭС-22 (паспорт РФ500.131) появляется дополнительное удобство при эксплуатации автомобиля. Так, например, при понижении напряжения на клеммах АБ до 10,5 В масса авто перестает включаться, что защищает АБ от глубокого разряда. Вместо светодиодного индикатора (HL1) можно использовать электронный цифровой вольтметр.

Филипович А. Радиомир 2001/02

Литература: 1. Моделист-конструктор, 1985, N10.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ «МАССЫ»

В журнале «Моделист-конструктор» 0 за 1985 год было опубликовано описание электронного выключателя «массы» (ВМ) для аккумуляторной батареи (АБ) автомобиля. Оригинальность и простота схемы мне понравились. Конечно же, применил ее на своей автомашине. Причем творчески. В результате появилась конструкция, которая, в отличие от прототипа, позволяет успешно использовать электронный ВМ даже при возникновении в бортовой сети нештатных ситуаций типа короткого замыкания. Кроме того, у моей разработки предусмотрен индикатор включения. А ведь это дополнительные удобства.

Как видно из упрощенной (рис. 1а) и полной (рис. 1б) принципиальных электрических схем усовершенствованного мною электронного ВМ, включается и выключается устройство двумя удобными кнопками. Работа устройства (да и всей бортовой системы в целом) стала более надежной благодаря встроенному фильтру, защищающему аппаратуру от высоковольтных помех, на которые генератор и система зажигания, что называется, не скупятся.

Фильтр собран на двух конденсаторах С1, С2 и стабилитроне VD1. Первые гасят пульсации напряжения выпрямителя генератора, в то время как полупроводниковый VD1 (с напряжением стабилизации 18 В) устраняет скачки напряжения, возникающие в бортовой сети автомобиля при работе системы зажигания, а также электродвигателей. Предназначение конденсаторов СЗ—С5 — гасить искрение контактов реле и кнопочных выключателей. Диод VDЗ также служит для четкого срабатывания кнопки SВ2 и устранения «дребезга» контактов реле К1, появляющегося в результате ЭДС самоиндукции в его обмотке.

электронный, выключатель, масса, автомобиль, рука

На VD2 и VS1 собрана силовая часть устройства. Через диод VD2 протекает весь ток заряда, а через тиристор VS1 — ток разряда аккумуляторной батареи. С нажатием на кнопку SВ1 срабатывает реле К1 и благодаря контактам К1.2 переводит себя на блокировку. Одновременно замыкаются контакты К1.1, вызывая открывание тиристора VS2. Он, в свою очередь, включает более мощный VS1. Открываясь, тот подключает к корпусу автомобиля аккумуляторную батарею, о чем тотчас начинает сигнализировать светодиод НL1.

При нажатии на кнопку SВ2 обмотка реле К1 обесточивается и его контакты размыкаются. Одновременно замыкаются аноды и катоды тиристоров, что вызывает их принудительное закрывание.

В налаживании устройство фактически не нуждается. Но возможна ситуация, когда «масса» автомобиля не будет выключаться. Тогда придется уменьшить сопротивление резистора R2 до 2—6 Ом, а возможно, потребуется даже поменять местами группы контактов кнопки SВ2.

К деталям устройство не критично. Вместо тиристора VS1 типа Т161-160 можно применить столь же мощный аналог, рассчитанный на максимальный прямой ток не менее 160 А и обратное напряжение не менее 200 В. В качестве VD2 подойдет любой диод с током от 35 А и более при Uобр. 200 В. Кроме того, необходимо, чтобы катод у этого полупроводникового вентиля был соединен с корпусом. Диоды КД103В, указанные на принципиальной электрической схеме (VD3, VD4), можно заменить на Д226А (Д226Б, Д226В или Д226Г). Вместо стабилитрона Д817Д приемлем любой другой с Uст от 16 до 20 В и Iст.макс не менее 400 мА.

Читайте также:  Планшет в автомобиль вместо магнитолы своими руками

Резистор R2 должен быть проволочным, а RЗ — рассчитанным на мощность рассеяния 1—2 Вт. В качестве К1 подойдет любое реле, имеющее четыре группы переключающих контактов с от 9 до 11 В и способное их удерживать при падении напряжения до 5—6 В.

При установке геркона с нормально разомкнутыми контактами вместо кнопки SВ1 ВМ можно использовать как противоугонное устройство. «Массу» же включать при помощи постоянного магнита, поднесенного в нужное место кузова автомобиля. Следует учесть, что нажимать кнопку SВ2 при выключении устройства необходимо кратковременно, так как резистор (R2 быстро разогревается.

Целесообразно (в легковых автомобилях) скомпоновать ВМ в двух корпусах. В одном, располагаемом возле аккумулятора под капотом, размещаются силовая часть устройства и фильтр помех (то есть VS1, VD2, С1, С2, VD1, VS2), а в другом, устанавливаемом в салоне автомобиля, — все остальное. Силовые элементы устройства VD1, VD2, VS1, VS2 и особенно VS1 и VD2 необходимо размещать на собственных радиаторах (теплоотводах) из алюминия или дюралюминия. Причем вдали от нагревающихся деталей автомобиля. Передняя панель «салонной» части ВМ изображена на рисунке 2а, компоновочный эскиз силового блока выключателя «массы» приведен на рисунке 2б.

При использовании в качестве К1 реле РЭС-22 (паспорт РФ500.131) появляется дополнительное удобство при эксплуатации автомобиля. Например, реализуется защита аккумуляторной батареи от глубокого разряда, когда при понижении напряжения на клеммах аккумулятора до 10,5 В «масса» автомобиля перестает включаться. Гнезда Х1 и Х2 служат для повышения комфортности эксплуатации ВМ.

Поскольку напряжение в цепи заряда аккумулятора падает на 0,22—0,26 В, то возможно некоторое ухудшение заряда. Для предотвращения этого реле-регулятор напряжения лучше всего подключать, как это показано на рисунке За. Здесь при включении «массы» реле-регулятор подключается своей «минусовой» клеммой (через контакты К1.3) к «минусу» аккумуляторной батареи, минуя ВМ. Эта мера устраняет падение напряжения и повышает точность регулировки напряжения на клеммах аккумулятора, а значит, повышает и надежность работы всей системы электрооборудования автомобиля. При этом необходимо тщательно изолировать реле-регулятор от «массы».

1—тиристор КУ202М; 2 — основание; 3 — винт М4 (18 шт.); 4 — боковая стенка-радиатор (2 шт.); 5 — задняя стенка-радиатор; 6 — диод Д133-80Х; 7 — «искрогасительный» конденсатор (0,01 мкФ); 8 — тиристор Т161-160; 9 — крышка; 10 — стабилитрон Д817Д; 11 — кронштейн (2 шт.); 12 — проволочный резистор сопротивлением 9.1 Ом; 13 — контактный лепесток (2 шт.); 14 — передняя стен-ка-клеммодержатель (оргстекло sЗ); 15 — клемма; 16 — вывод «-» аккумуляторной батареи (болт М 10×30 с двумя шайбами и гайкой); 17 — втулка-уплотнитель (2 шт.); 18 — крепежная скоба; 19 — электролитический конденсатор (4700 мкФ, 25 В); 20 — помехозащитный конденсатор (0,1 мкФ); материал деталей поз. 1,9 — 3-мм алюминий

При подсоединении вывода 2 гнезда Х1 к замку зажигания, как показано на рисунке 3б, ВМ будет автоматически включаться с поворотом ключа зажигания. Выключить устройство будет можно только после выключения зажигания. Подсоединение ВМ к замку зажигания устраняет его случайное выключение (например, при случайном нажатии на кнопку «Выкл» лицевой панели устройства), что предотвращает выход из строя генератора и, в первую очередь, реле-регулятора при заведенном двигателе.

Если на автомобиле установлена сигнализация с использованием дверных выключателей-концевиков и датчика качания, то подключение гнезда Х1 ВМ рекомендуется осуществить по схеме, изображенной на рисунке Зв. В исходном состоянии «масса» автомобиля должна быть выключена, а сигнализация включена. При открывании двери, капота, багажника или при качании автомобиля замыкаются соответствующие контакты датчиков или выключателей, что приводит к присоединению управляющих электродов у тиристоров к общему проводу, а следовательно — и к включению «массы». Электропитание поступит на сигнализацию, и та начнет подавать сигнал тревоги.

«Масса» выключится только при попытке запустить двигатель стартером или при нажатии на кнопку «Выкл» ВМ (только при выключенной сигнализации). А при включении ВМ от дверных «концевиков» и датчика качания «масса» автомобиля выключится при попытке пуска двигателя стартером за счет того, что при наборе стартером (а значит, и двигателем) оборотов начнет работать генератор. В результате работы генератора начнет протекать ток в цепи заряда аккумулятора (Iобр для VS1), что приведет к запиранию тиристора.

Вместо светодиодного индикатора НL1 можно использовать электронный цифровой вольтметр, в том числе и самодельный (см., например, разработку, опубликованную в журнале «Моделист-конструктор» за 2001 год).

А.ФИЛИПОВИЧ, г. Дзержинск, Минская обл., Беларусь

Своими руками: ЭЛЕКТРОННЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ МАССЫ


VESKO-TRANS.RU 2022