VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Содержание

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки

Проверка датчика положения дроссельной заслонки требует наличия мультиметра. В зависимости от типа датчика и автомобиля, на котором он установлен, будут варьироваться приведенные в инструкции ниже значения напряжения и сопротивления, снимаемого с датчика. При этом кардинально процесс проверки ДПДЗ отличаться на различных моделях автомобилей и датчиков не будет.

Чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки, выполните следующие действия:

  • Выключите двигатель и устраните препятствия для легкого доступа к датчику положения дроссельной заслонки. В большинстве случаев для этого потребуется снять воздуховоды воздушного фильтра с патрубка и убрать шланги вентиляции;
  • Далее отключите провода, которые подходят к ДПДЗ, чаще всего они отщелкиваются;

проверить, датчик, дроссельный, заслонка

Следом потребуется завести двигатель и подключить плюсовую клемму мультиметра к выводу питания, а минусовую к выводу массы. Тестер должен быть включен в режим замера напряжения. В данном измерении должно получиться значение около 5 Вольт (возможен небольшой разброс);

  • Измерив напряжение, необходимо выключить зажигание и переключить мультиметр на измерение сопротивления;
  • Далее с закрытой дроссельной заслонкой необходимо измерить сопротивление между контактами массы и сигнала для блока управления. В результате должно получиться значение около 1 кОм (возможны показания от 0,8 до 1,2 кОм);
  • После этого необходимо открыть дроссельную заслонку и повторить измерение сопротивления. Должно получиться значение от 2,3 до 2,7 кОм.
  • Как отмечалось выше, цифры измерений могут варьироваться, в зависимости от модели датчика и автомобиля. Посмотреть результаты для конкретной машины можно в техническом руководстве к ней или на специализированных форумах в интернете.

    Если в результате диагностики был сделан вывод о неисправности датчика, его потребуется заменить.

    Основные причины неисправностей

    В зависимости от того, какой тип датчика используется на автомобиле, можно выделить основные проблемы, которым они подвержены.

    Бюджетные пленочно-резистивные датчики положения дроссельной заслонки чаще всего выходят из строя по причине износа резистивного слоя механическим путем. Так при работе может быть изношен движок датчика. Еще одной распространенной причиной выхода из строя пленочно-резистивного варианта датчика является попадание на него грязи, которая приводит в негодность рабочую поверхность.

    Бесконтактные ДПДЗ чаще всего выходят из строя по причине механической поломки движущегося узла. Также среди типичных «болезней» можно выделить неисправности в работе электронного преобразователя получаемых магнитных сигналов в постоянное напряжение.

    Как заменить датчик положения дроссельной заслонки

    Процесс замены датчика положения дроссельной заслонки состоит из трех этапов: снятие старого датчика, установка нового и сброс ошибки о неисправной работе устройства из памяти электронного блок управления. Чтобы заменить ДПДЗ, необходимо выполнить следующие действия:

    • Выключить зажигание, при этом клеммы с аккумулятора можно не сбрасывать, поскольку датчик будет обесточен;
    • Далее требуется снять разъем с датчика и открутить винты крепления (чаще всего два);
    • После этого начинается процедура установки нового датчика. Аккуратно требуется соединить торец оси заслонки с посадочным местом датчика;

    ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА ЗАСЛОНКИ

    Поворачивая датчик по кругу, необходимо совместить отверстия и вкрутить винты;

  • Следом наденьте разъем;
  • Чтобы сбросить ошибку из памяти контроллера, снимите клеммы аккумулятора на ночь (более чем на 8 часов), за это время память должна обнулиться. Если удалить ошибки не получилось, можно попробовать продолжить эксплуатацию машины в «щадящем режиме», дожидаясь пока электронный блок управления самостоятельно ее сбросит. Более надежный вариант – обратиться к мастерам на сервисе для сброса ошибки мотортестером.
  • Следует отметить, что некоторые современные датчики требуется не только заменить, но и отрегулировать. Например, в машинах компании АвтоВАЗ регулировка датчика положения дроссельной заслонки не требуется, но во многих иномарках она необходима.

    Симптомы выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки

    Независимо от типа датчика, определить его неисправность можно по следующим признакам:

    Нажатие на педаль акселератора приводит к тому, что двигатель перегазовывает или глохнет;

  • Мотор работает нестабильно и глохнет на холостом ходу;
  • Снижение динамики двигателя, особенно на низких передачах;
  • Повысился расход топлива;
  • Мотор самопроизвольно глохнет на нейтральной передаче.
  • Если на автомобиле проявляются перечисленные выше неисправности и горит лампочка Check Engine, велика вероятность, что вышел из строя именно датчик положения дроссельной заслонки. При этом важно отметить, лампочка «Проверьте двигатель» включается при неисправности датчика положения дроссельной заслонки не на всех автомобилях.

    Виды датчиков положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

    В зависимости от типа конструкции можно разделить датчики положения дроссельной заслонки на следующие виды:

    • Пленочно-резистивные. Простые варианты потенциометров, и они способны проработать около 50 тысяч километров до выхода из строя;
    • Магниторезистивные или бесконтактные. Их принцип работы основан на эффекте Холла, а стоимость подобных датчиков гораздо выше, чем пленочно-резистивных вариантов. При этом ресурс датчика зависит только от качества исполнения механических элементов, и они способны работать более 100 тысяч километров.

    Устанавливается ДПДЗ, в большинстве случаев, на корпусе дроссельной заслонки со стороны противоположной приводу воздушной заслонки. Подвижный элемент датчика имеет механическую связь с осью заслонки.

    Датчик положения дроссельной заслонки: как проверить, заменить, отрегулировать

    Дроссельная заслонка – один из ключевых компонентов, который отвечает за работу двигателя автомобиля. Она является частью впускной системы, и от ее правильной работы зависит количество воздуха, которое поступит в камеру сгорания, где он детонирует после смешивания с бензином.

    Чтобы процесс детонации был максимально эффективным, электронный блок управления автомобиля должен контролировать время открытия дроссельной заслонки, тем самым впуская столько воздуха, сколько потребуется для образования идеальной смеси в конкретный момент времени. За информацию о том, в каком положении находится дроссельная заслонка, отвечает соответствующий датчик. При его выходе из строя водителя ожидают неприятности, которые могут привести к поломке деталей двигателя.

    Как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки

    Регулировка ДПДЗ выполняется следующим образом:

    Необходимо после установки нового датчика полностью закрыть воздушную заслонку;

  • Далее щупы мультиметра в режиме вольтметра подключаются, в соответствии с полярностью, к массе машины и выходу датчика;
  • После этого датчик следует повернуть (предварительно ослабив крепления) таким образом, чтобы вольтметр показывал минимальное напряжение датчика (в идеале 0 Вольт, но на практике это значение может быть больше);
  • Когда минимального показателя вольтметра удастся добиться, требуется закрутить болты.
  • Если после выполнения регулировки возникают проблемы с холостыми оборотами (завышены), потребуется провести процедуру обучения электронного блока управления автомобиля параметрам нового датчика. Делается это следующим образом:

    • С аккумулятора необходимо сбросить обе клеммы на 15-20 минут;
    • Далее нужно вернуть клеммы на место и убедиться, что дроссельная заслонка закрыта;
    • После этого следует на несколько секунд включить зажигание, но не заводить двигатель;
    • Через секунд 10-15 после старта зажигания его можно выключать;
    • Вновь необходимо подождать около 15-20 секунд, за это время электронный блок управления сможет «запомнить» параметры датчика, который был установлен вместо оригинального.

    Крайне не рекомендуется приобретать неоригинальные датчики положения дроссельной заслонки, особенно низкого качества. Связано это с температурным режимом работы элемента. При перегреве неоригинальные датчики будут искажать результаты, что скажется на работе двигателя.

    Как заменить датчик положения заслонки на Chevrolet и Daewoo Ланос

    Если диагностика показала, что ДПДЗ на Lanos неисправен, то его следует заменить. С заменой никаких трудностей не возникает, однако рассмотрим этот процесс пошагово. Перед тем, как снимать старый датчик, нужно снять клемму с аккумулятора. Делается это для того, чтобы предотвратить возникновение короткого замыкания, а также с целью обнуления ошибки ЭБУ. Если этого не сделать, то после замены ДПДЗ можно обнаружить, что Check Engine будет гореть на панели приборов.

    Инструкция по замене ДПДЗ на Lanos имеет следующий вид:

    • После снятия минусовой клеммы с ЭБУ, следует отсоединить фишку с проводом питания, поддев пальцев фиксатор
    • Выкрутить болты крепления устройства, и демонтировать деталь с автомобиля
    • На место старого датчика установить новый, и зафиксировать его болтами. Подключить фишку с проводами

    Инструкция по замене не трудная, но важно знать некоторые нюансы:

    • На Lanos выпускаются разные типы датчиков, которые имеют соответствующие номера артикулов или каталожные номера. В таблице ниже представлены артикулы устройств для автомобилей с разными типа двигателей 1,4/1,5/1,6 литра
    • Обязательно произвести настройку ДПДЗ, о чем подробно описано в следующем разделе
    • Форма крепления — важно обратить внимание на тип держателя или ось заслонки. Они отличаются, поэтому перед покупкой лучше снять датчик, и посмотреть какой тип крепления на нем применяется

    Из таблицы видно, что на Chevrolet и Daewoo Lanos с объемами двигателей 1,5 и 1,6 литра, применяются устройства с артиклем 3102.3855. На Lanos с двигателями 1,4, а также Сенсы используются элементы, имеющие каталожный номер 3202.3855 и 3302.3855.

    Как проверить контактный ДПДЗ на Ланосе

    Если имеются признаки неисправности датчика положения заслонки дросселя, то перед тем как осуществлять замену, следует произвести проверку. Для проверки понадобится такой прибор, как мультиметр. С его помощью необходимо измерить напряжение в проводе питания, который подсоединяется к детали. Для этого понадобится выполнить следующие действия:

    • Отсоединить фишку с проводом от датчика
    • Подключить щупы мультиметра к положительному и отрицательному контактам устройства
    • Включить тестер в режим измерения постоянного напряжения до 20В
    • Запустить двигатель и проверить показания на приборе
    • Прибор должен показать значения величиной 5В. Если же мультиметр показывает меньшее значение или вовсе нулевой показатель, значит уместно повреждение жилы одного из проводов питания. Делать такой вывод можно в случае, если щупы мультиметра правильно подсоединены к контактам на фишке

    Если же показания на мультиметре имеются, тогда приступаем к непосредственной проверке самого датчика. Для этого необходимо подключить фишку к датчику, и воспользовавшись двумя булавками, подсоединить щупы мультиметра к выходному контакту и массе (второй и третий контакты). При закрытой заслонке и включенном зажигании величина напряжения должна составлять 0,7В, а при максимальном ее открытии (нажав на педаль газа), величина должна изменится в сторону увеличения до 5В.

    Последний вариант проверки заключается в измерении сопротивления датчика. Для этого необходимо отсоединить фишку питания, и к контактам датчика присоединить щупы мультиметра. Подключаются они ко второму и третьему контакту, то есть выходной сигнал на ЭБУ и масса. Прибор переводится в режим измерения сопротивления. Когда заслонка закрыта, то мультиметр должен показать большое значение сопротивления до 2,5 кОм. При открытии заслонки сопротивление снижается до 1 кОм. Причем открывать заслонку необходимо медленно, и при этом наблюдать за показаниями. Показания должны уменьшаться плавно и без рывков. Если это так, значит датчик исправен, и не нуждается в замене.

    Читайте также:  Как Проверить Генератор ВАЗ 2110 Мультиметром

    Если на Lanos стоит бесконтактный элемент, то для его проверки на исправность понадобится специальное оборудование. Самостоятельно можно проверить только выходное напряжение, поступающее на ЭБУ при изменении положения заслонки. Надо также отметить, что чаще всего контактные датчики выходят из строя, если у них есть заводской брак. В остальном они служат практически вечно.

    Принцип работы датчиков положения заслонки

    Зная разновидности датчиков дроссельной заслонки, рассмотрим их конструктивные особенности и принцип работы. Для начала рассмотрим контактный датчик или пленочно-резистивный. Свое название пленочный этот элемент получил благодаря использованию конструктивной детали в виде пленки. На пленке расположена дорожка, по которой перемещается подвижный элемент — ползунок. Составляющими деталями контактного потенциометра являются:

    • Корпус, изготовленный из пластика
    • Пленочное сопротивление. С одной стороны на стальную пластину подается положительный заряд, а с другой отрицательный
    • Подвижный элемент — ползунок, который соединен с дроссельной заслонкой

    Принцип работы детали заключается в том, что на дорожку подается постоянное напряжение при включенном зажигании и работающем моторе. Когда дроссельная закрыта при работающем двигателе на холостом ходу, на выходе третьего контакта величина напряжения не превышает 0,7В. Как только водитель нажимает на газ, происходит изменение положения заслонки. С перемещением заслонки происходит движение ползунка по резистивной дорожке. При открытии заслонки снижается сопротивление, а значит увеличивается напряжение на третьем сигнальном контакте датчика. При полностью открытой дроссельной заслонке величина напряжения на сигнальном проводе составляет 4В.

    Снимаемая величина напряжения посредством сигнального провода поступает на ЭБУ. Контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от величины открытия дросселя. С течением времени происходит износ ползунка и пленочного резистивного элемента, поэтому датчик выходит из строя и нуждается в замене. Ремонту эта деталь не подлежит, и при ее поломке, требуется замена.

    Контактный датчик положения дроссельной заслонки имеет иную конструкцию, а значит, и другой принцип работы. В основе функционирования ДПДЗ бесконтактного типа лежит эффект Холла. За счет использования этого, рассматриваемый элемент лишился контактов, откуда и получил соответствующее название. Вместо контактной пластины, в конструкции применяется постоянный магнит. В корпус датчика встроена интегральная микросхема, работающая по принципу эффекта Холла. Задача этой микросхемы заключается в том, чтобы считывать изменения магнитного поля, что достигается посредством изменения положения постоянного магнита.

    Постоянный магнит крепится к дроссельной заслонке. Когда заслонка открывается, происходит одновременное перемещение магнита. Изменения положения магнита фиксируются при помощи микроконтроллера. Фиксируемые значения микроконтроллером преобразуются соответственно в электрический сигнал. Величина подающего напряжения аналогична контактному датчику. Именно поэтому контактный датчик можно совершенно свободно и без доработок заменить на бесконтактный.

    Какие неисправности датчика заслонки встречаются

    Проблемными являются датчики контактного типа, срок службы которых на Lanos не превышает 50 тысяч км пробега. Если на автомобиль установить не оригинальный элемент, то срок его службы вовсе не превышает 10-20 тысяч км пробега. Выделяют три основных вида неисправностей, встречаемых на устройствах контактного типа:

    • Износ подвижного пленочного контакта
    • Окисление контактов
    • Износ крепежного соединения или его люфт

    В ходе постоянного трения подвижного контакта с пленочным сопротивлением происходит износ металлического слоя. Срок службы детали зависит от качества изделия, а также стиля или характера вождения. Перед тем, как приступать к замене рассматриваемого элемента на автомобиле, следует первоначально провести его диагностику. Поводом для проведения проверки ДПДЗ на Lanos являются разные факторы, о которых узнаем подробно в следующем разделе.

    Какие причины и признаки поломок ДПДЗ на Ланосе

    Если возникают подозрения на неисправность ДПДЗ, то первым делом нужно посмотреть на наличие ряда следующих симптомов:

    • Снижение мощности двигателя
    • Увеличение расхода топлива
    • Запоздалый отклик двигателя на нажатие педали акселератора
    • При резком разгоне возникают рывки
    • Проблемы с пуском мотора
    • Свечение индикации «Check Engine», означающая ошибку мотора

    Описанные признаки не говорят на 100% о том, что причина неисправности заключается в датчике заслонки. Именно поэтому дополнительно рекомендуется произвести проверку устройства. Выполнить проверку ДПДЗ на Lanos сможет абсолютно каждый водитель, и для этого вовсе не обязательно посещать автосервис. Как осуществляется проверка датчика заслонки на Ланосе, выясним в подробностях.

    Где на Lanos находится ДПДЗ

    Разобравшись с конструкцией, видами и принципом функционирования датчиков положения дроссельной заслонки, остается выяснить, где же он находится. Найти его не составит труда, так как расположен он на самом видном месте в области расположения дросселя.

    На Lanos ДПДЗ находится под регулятором холостого хода. На фото выше показано, как выглядит датчик, и где он расположен. Крепится он посредством двух болтов с шляпкой под крестовую отвертку.

    Вида датчиков заслонки

    Производители выпускают рассматриваемые устройства двух видов. На Lanos применяются оба варианта, поэтому рассмотрим их особенности. Различаются пленочно-резисторные и бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки. Отличаются они по конструкции и принципу работы.

    Пленочно-резисторный ДПДЗ или контактный состоит из дорожек, которые являются переменным сопротивлением. В основе элемента лежит подвижный ползунок, при перемещении которого происходит увеличение сопротивления. В конструкции датчика имеется три контакта — плюс, масса и управление двигателем. На устройство подается постоянное напряжение, величина которого составляет 5В.

    Бесконтактный ДПДЗ или магниторезистивный на Lanos представляет собой потенциометр, работающий по принципу изменения влияния магнитного поля. В конструкции элемента присутствует постоянный магнит, а изменения положения заслонки фиксируются при помощи электронного блока. Отличительная особенность бесконтактных устройств — это их долговечность. Стоят такие устройства дороже, чем контактные.

    Датчик положения дроссельной заслонки на Lanos — назначение, принцип работы, замена

    Еще одним немаловажным элементом в конструкции инжекторных автомобилей является датчик положения дроссельной заслонки, относящийся к группе мощностных устройств. Главной целью этой детали является точное дозирование топливной смеси в камеру сгорания. От исправной работы элемента зависит расход топлива. Если датчик положения дроссельной заслонки на Lanos начинает давать сбои, то это приводит к повышению расхода топлива и ряду некоторых сбоев в работе мотора, о которых узнаем в материале.

    Проверка датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) — Daewoo Nexia.

    Как проверить ДПДЗ самостоятельно?

    Сделать диагностику датчика дроссельной заслонки вполне возможно без помощи рук специалистов. Все, что вам понадобится из инструментов. это мультиметр. Итак, включаем зажигание и смотрим на панель приборов. Если на ней не горит лампочка «Чек Энджин», поднимаем капот и ищем датчик заслонки.

    Теперь берем в руки мультиметр и проверяем наличие «минуса». Для этого нужно выключить зажигание и найти «массу» среди проводов. Это сделать нетрудно. Дальше снова включаем зажигание и находим питающий провод. Так мы убедимся в том, что к датчику поступает питание.

    Характеристика элемента

    Дроссельная заслонка – это конструктивная составляющая впускной системы бензиновых ДВС. Ее главное назначение – регулировка количества поступающего в двигатель воздуха. Другими словами, данный элемент контролирует смешивание воздуха с топливом в определенных пропорциях. Устанавливается ДПДЗ ВАЗа и многих других отечественных автомобилей между впускным коллектором и воздушным фильтром.

    По своей конструкции датчик дроссельной заслонки – это своего рода воздушный клапан. Когда элемент находится в открытом состоянии, уровень давления во впускной системе автомобиля равен атмосферному, а когда в закрытом, данное значение уменьшается до состояния вакуума.

    Датчик положения дроссельной заслонки включает в себя однооборотный постоянный и переменный резисторы. Их сопротивление в сумме составляет порядка 8 кОм. На один из крайних выводов данного элемента из контроллера подается небольшое опорное напряжение (при этом второй вывод соединен с «массой»). Отсюда через резистор к контроллеру идет сигнал о настоящем положении дроссельной заслонки в данный момент. Зачастую это импульс с напряжением от 0.7 до 4 Вольт в зависимости от уровня положения элемента.

    Правильная настройка дроссельной заслонки автомобиля

    Как происходит самостоятельная регулировка ДПДЗ? Данная операция не требует особых навыков и знаний, поэтому с ней может справиться даже начинающий автолюбитель. Для регулировки необходимо отсоединить гофрированную трубу, которая проводит воздух. Далее этот элемент тщательно промывается каким-либо сильнодействующим растворителем. Это может быть спирт или бензин. Для удобности рекомендуется очищать гофротрубу куском ветоши. Но не только ее мы обрабатываем бензином. Далее подобные манипуляции производим с впускным коллектором и самой дроссельной заслонкой. После того как вы промоете последний элемент, внимательно осмотрите его внешнее состояние.

    Отличия электрической заслонки

    Чем отличается данная деталь от своих механических собратьев? Основные ее различия заключаются в отсутствии механической связи между педалью газа и ДЗ, а также в регулировании ХХ путем перемещения самой заслонки.

    Но это еще не все ее особенности. Поскольку между педалью газа и дроссельной заслонкой нет жесткой связи, электронная система способна сама повлиять на величину крутящего момента ДВС, даже если водитель не нажимает на акселератор. Все эти изменения происходят благодаря действиям входных датчиков, блока управления и исполнительного устройства.

    Кроме ДПДЗ, в электронной системе управления существует датчик положения педали акселератора, а также выключатель положения тормоза и сцепления. Таким образом, блок управления двигателем реагирует на все сигналы от датчиков и преобразует данные импульсы в управляющие действия на модуль заслонки.

    ДПДЗ. что это? Регулировка ДПДЗ. Датчик положения дроссельной заслонки

    Современный автомобиль состоит из множества узлов и агрегатов. И даже неисправность самого малого из них может привести к очень серьезным последствиям. Одной из таких маленьких составляющих является датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Что это за деталь и как определить ее неисправность? Ответы на все эти и многие другие вопросы узнаете в ходе нашей сегодняшней статьи.

    Правильная настройка датчика положения дроссельной заслонки

    Если заслонка не имеет механических повреждений, переходим к процедуре регулировки. Для этого необходимо ослабить ее крепежные винты, поднять и резко отпустить. Здесь мы должны услышать удар об упор. Далее регулируем натяжение винтов до того момента, пока не исчезнет «закусывание» детали. После этого фиксируем винты гайками и ослабляем болты датчика. Затем аккуратно проворачиваем его корпус и выставляем его положение так, чтобы напряжение изменялось только с открытием дроссельной заслонки. После этого можно обратно фиксировать болты и приступать к эксплуатации автомобиля. Как видите, регулировка дроссельной заслонки и датчика ее положения – это вовсе не трудный процесс, справиться с которым под силу практически каждому автовладельцу. При этом на весь ремонт достаточно потратить не более 10-15 минут свободного времени.

    Разновидности

    Всего существует два типа ДПДЗ. Что это за элементы? Это может быть деталь с механическим или же с электрическим приводом. Первая зачастую применяется на автомобилях бюджетного класса. Все ее составляющие элементы объединены в отдельный блок, который включает в себя такие детали, как:

    • Корпус.
    • Дроссельная заслонка.
    • Датчик.
    • РХХ (регулятор холостого хода).
    Читайте также:  Где Находится Датчик Давления Масла Бмв Е39

    Корпус заслонки включен в систему охлаждения автомобиля. Здесь также присутствуют патрубки, которые обеспечивают работу систем улавливания паров бензина и вентиляции картера.

    Регулятор холостого хода поддерживает частоту вращения коленвала ДВС при закрытой заслонке во время запуска и прогрева мотора либо при работе дополнительного оборудования. РХХ состоит из шагового электродвигателя и клапана. Эти две детали регулируют подачу воздуха, который поступает во впускную систему в обход заслонки.

    Однако в последние несколько лет все больше автопроизводителей укомплектовывают свои автомобили заслонками с электрическим приводом. Такие элементы имеют свою электронную систему управления, благодаря чему обеспечивается оптимальная величина крутящего момента на всех скоростных диапазонах и нагрузках машины. При этом не только увеличиваются мощность и динамика, но и снижается расход топлива и уровень токсичности отработавших газов.

    Особенности конструкции модуля

    Данный элемент включает в себя такие механизмы, как:

    • Корпус.
    • Дроссельную заслонку.
    • Электродвигатель.
    • Редуктор.
    • Датчик положения дроссельной заслонки.
    • Возвратный пружинный механизм.

    Иногда в автомобиль устанавливают сразу 2 ДПДЗ. Что это дает машине? В принципе, нисколько мощности это не прибавляет, однако при неисправности одного датчика работу может продолжить второй. Таким образом, установка двух ДПДЗ осуществляется для повышения надежности работы модуля. Данные элементы могут быть как бесконтактными, так и со скользящим контактом. Также в конструкции модуля есть аварийное положение заслонки. Действует оно благодаря возвратному пружинному механизму. Если модуль пришел в неисправность, он меняется целиком в сборе.

    Причины и первые признаки неисправности

    Прежде чем заняться регулировкой, с причинами и признаками неисправности датчика.

    Основные симптомы, которые указывают на то, что нужно осуществить регулировку или ремонт датчика положения дроссельной заслонки:

    • Первостепенным признаком неисправности датчика положения дроссельной заслонки является нестабильная работа двигателя авто. Силовой агрегат может работать в нормальном режиме определенное время, но потом он внезапно будет глохнуть при переключении передач или езде накатом, на нейтральной скорости. В целом на холостых оборотах мотор будет функционировать нестабильно.
    • При езде на первой или третьей передаче и нажатии на газ могут ощущаться провалы. Мощность двигателя может упасть, а затем она сама восстановится. Эти провалы могут ощущаться не системно, а периодически.
    • Еще одним признаком неисправности датчика положения дроссельной заслонки является произвольная перегазовка, это происходит в тот момент, когда водитель жмет на газ. Также автомобиль в этом случае может и заглохнуть.
    • Появление рывков, что особенно ощущается при наборе скорости. Как и другие симптомы, рывки могут то появляться, то исчезать (автор видео о диагностике устройства в гаражных условиях — канал Alex ZW).

    Инструкция по регулировке и замене элемента

    Предназначение и местонахождение

    Итак, в чем заключается предназначение, и где находится датчик положения ДЗ? Непосредственно заслонка представляет собой конструктивный элемент впускной системы мотора. Она используется для регулировки объема поступающего воздушного потока, то есть благодаря ей формируется правильный состав горючей смеси. Предназначение датчика дроссельной заслонки заключается в передаче данных коллектора о состоянии пропускного клапана — оно может быть либо закрытым, либо открытым.

    Где расположен ДПДЗ? Обычно эти устройства находятся в подкапотном отсеке, непосредственно на дроссельной магистрали. Они подключаются к оси заслонки. Если положение дроссельной заслонки не изменяется по каким-то причинам, это приведет к неправильному формированию топливовоздушной смеси, что, в свою очередь, отразится на работе двигателя.

    Регулировка

    Как отрегулировать датчик положения дроссельной заслонки (процесс описан на примере моторов QG):

    • В первую очередь нужно полностью разрядить вакуумное устройство, чтобы сделать это, его можно просто зажать, если есть возможность, то можно воспользоваться компрессором.
    • Далее, необходимо отключить разъем девайса.
    • Используя мультиметр, нужно проверить сопротивление между контактами 1 и 2. Щуп тестера толщиной 0,1 мм подключается к самому девайсу, а также к упорному болту. В результате подключения тестер должен показать наличие цепи, при этом параметр сопротивления на ней будет 0 Ом.
    • На следующем этапе щуп на 0.25 мм ставится в аналогичное положение. Таким образом, электроцепь должна прерваться, соответственно, сопротивление на ней будет отсутствовать.

    Для регулировки механизма следует ослабить болт, крепящий регулятор. Регулируя его положение путем вращения, вам нужно сделать так, чтобы при дальнейшей проверке тестер выдавал правильные значения, о которых мы рассказали выше. Когда регулировка будет завершена, ДПДЗ нужно надежно зафиксировать, затянув болт, и произвести диагностику показаний еще раз.

    Фотогалерея «Регулировка своими руками»

    Замена

    Замена датчика положения дроссельной заслонки выполняется таким образом:

    • Сначала необходимо отключить питание от ЭБУ двигателя.
    • Затем следует выкрутить болт, крепящий устройство.
    • Следующим этапом будет снятие старого и установка нового регулятора.
    • Далее, ДПДЗ нужно подключить к ЭБУ, только после этого нужно включить питание.

    Диагностика своими руками

    Как проверить датчик положения дроссельной заслонки? Чтобы точно убедиться в том, что устройство нуждается в замене, при появлении первых признаков нужно произвести его диагностику.

    Проверка датчика положения дроссельной заслонки осуществляется при помощи вольтметра:

    • Для начала необходимо включить зажигание и, используя тестер, с помощью щупов определить напряжение между контактом «-» и ползунком. Если устройство рабочее, этот параметр должен быть не более 0.7 вольт.
    • Затем вам необходимо полностью открыть заслонку, для этого проверните пластмассовый сектор и опять проверьте напряжение. В этом случае напряжение должно быть не меньше 4 вольт.
    • Выполнив это, следует отключить зажигание и извлечь штекер. Между любым выводом и контактом ползунка производится диагностика сопротивления.
    • Далее, медленно поворачивая заслонку, нужно следить за показаниями вольтметра, при рабочем устройстве они будут изменяться, причем стрелка на тестере должна перемещаться плавно. В том случае, если она движется с рывками, это говорит о неработоспособности ДПДЗ (автор видео о диагностике сопротивления регулятора — канал AndRamons).

    Способ

    Переключаем наш измерительный прибор в режим омметра. Далее отключаем разъем от датчика.

    После подключаем щупы мультиметра к любому подвижному и неподвижному контакту. Если вращать сектор, стрелка омметра будет плавно перемещаться. Наличие резких скачков стрелки свидетельствует о неисправности ДПДЗ.

    Где установлен?

    Находится данный элемент в дроссельном узле.

    Если говорить более конкретно, то датчик закреплен на корпусе заслонки (соединен с ее осью), рядом с регулятором холостого хода двигателя.

    Признаки

    Существует несколько симптомов, которые говорят о неисправности данного элемента:

    • Высокие обороты на холостом ходу. Также подобная неисправность возникает при неработающем регуляторе ХХ. В обоих случаях заслонка открывается на значительно больший угол. Из-за этого в камеру поступает много кислорода. А чем больше воздуха, тем быстрее будет сгорать смесь. Соответственно, из-за этого неконтролируемо растут обороты.
    • Снижение мощности двигателя. Такое может возникать из-за неправильного приготовления рабочей смеси. Она содержит больше кислорода, чем положено. В результате мотору не хватает энергии, чтобы выработать крутящий момент. Наряду с этим заметно падает разгонная динамика автомобиля.
    • Рывки при нажатии на педаль акселератора. Суть проблемы проста – в момент нажатия на газ в цилиндры поступает больше воздуха. А поскольку его концентрация и так выше нормы, наблюдаются провалы и мотор не может выйти на нормальные обороты в движении.
    • Самопроизвольное выключение двигателя на ходу. Это тоже происходит из-за большой концентрации воздуха. В камере сгорания не хватает топлива, чтобы произвести рабочий ход поршня. Из-за этого мотор троит и попросту глохнет.

    Как проверить датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114?

    ВАЗ-2114 – это усовершенствованная версия «девятки». На эту «Ладу» устанавливались практически такие же моторы. Однако главным отличием является инжекторный впрыск. В 14-й «Ладе» полностью отошли от старых карбюраторов. Однако новая система требовала наличия новых датчиков. Чтобы мотор работал исправно, в конструкции действуют десятки датчиков. Они считывают сигналы и передают их на электронный блок. Среди таких сигналов стоит отметить температуру охлаждающей жидкости, давление масла, концентрацию СО в выхлопных газах, положение коленвала и расход воздуха.

    Но есть еще один элемент, без которого невозможна стабильная работа двигателя. Это датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 (сокращенно ДПДЗ). Что это за элемент, почему он выходит из строя и как его проверить? Рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

    Характеристика

    ДПДЗ представляет собой устройство, которое служит для преобразования углового положения воздушной заслонки в постоянный ток. Такой элемент устанавливается на всех автомобилях с впрыском топлива. Информация от датчика о состоянии пропускного клапана идет на коллектор. Сам ДПДЗ может быть разного типа – пленочным либо магнитным (бесконтактным). Устроен он так же, как и воздушный клапан. Когда элемент в открытом состоянии, давление в системе аналогично атмосферному. Но как только деталь закрывается, внутри снижается давление – образуется вакуум.

    В конструкции датчика положения электронной дроссельной заслонки ВАЗ-2114 есть переменный и постоянный резистор. Сопротивление обоих составляет порядка восьми Ом. А вот напряжение на выходе может меняться. Данный показатель зависит от положения самой дроссельной заслонки. За этими процессами также следит специальный контроллер. В зависимости от полученных сигналов от ДПДЗ, система регулирует количество концентрации воздуха и топлива в смеси. Если возникает малейшая неисправность датчика положения дроссельной заслонки, ВАЗ-2114 будет работать некорректно. Двигатель получит слишком много горючего. В обоих случаях мотор терпит значительные нагрузки, теряется эластичность его работы.

    Какой выбрать?

    Обратите внимание, что датчики положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 не подлежат ремонту. Этот элемент меняется целиком на автомобиле. Существует несколько производителей ДПДЗ для «Лады-Самары-2»:

    • «Счетмаш».
    • «Автоэлектрика».
    • «Omega».

    Последний устанавливается на «Ладу» с завода. Служит он достаточно долго. При выборе нужно обращать внимание на бесконтактные элементы. Они стоят порядка 600-900 рублей.

    Ресурс

    Сколько служит на автомобиле ВАЗ-2114 датчик положения дроссельной заслонки? Замена данному элементу не требуется ближайшие 50 тысяч километров. Именно такой срок службы в среднем у ДПДЗ на ВАЗе. Но поскольку пробег большинства авто данной модели уже давно перевалил за сотню, вLADA часто сталкиваются с неисправностями элемента. Как определить, что деталь неработоспособна? Об этом расскажем ниже.

    Диагностика: способ

    Также можно проверить работу элемента, не отключая с него разъем. Для этого понадобится тот же мультиметр. Им мы будем проверять наличие напряжения на датчик. При включенном зажигании на выводах будет заметен плавный рост напряжения от 0,8 до 4 В.

    Одновременно с этим нужно вращать пластиковый сектор воздушной заслонки. Разъем датчика обязательно должен быть подключен. А напряжение проверяется путем прокалывания провода щупом мультиметра.

    Как самостоятельно обнаружить неисправность датчика дроссельной заслонки

    Двигатель автомобиля нестабильно работает на холостом ходу, машина глохнет в неподходящее время. Одной из причин может быть неисправность датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Это довольно распространенная поломка, но, как правило, маскируется под более серьезную проблему. Признаки, которые описаны ниже, могут натолкнуть на мысль о серьезной поломке двигателя. И не на шутку испугать. Поэтому важно исключить вышеназванную проблему, а не обращаться к мотористу.

    Датчик дроссельной заслонки у отечественных авто очень легко разбирается

    Этот датчик, по сути, является потенциометром − это важное электронное устройство, которое предназначено для определения угла поворота дроссельной заслонки. Высокоточный датчик, без которого невозможно нормальное функционирование двигателя. Его показания необходимы и от них зависит расчет топливной смеси, которая подается в цилиндры двигателя. Более доступным языком можно сказать: он является датчиком положения, и показывает: открыта заслонка или закрыта.

    Читайте также:  Как Проверить Катушку Зажигания Ваз 2107 Инжектор

    Кроме того, от него зависит момент зажигания и правильная работа АКПП. Именно поэтому важно следить за отсутствием дефектов этого прибора. Автомобиль всегда должен быть в исправном состоянии, только это гарантирует безопасность поездок как самого автолюбителя, так и мимо проезжающих машин и автомобилистов. Представьте, что может произойти, если неожиданно заглохнет мотор на оживленном перекрестке. Последствия могут стать серьезными.

    Если говорить более доступным языком, неисправность датчика положения дроссельной заслонки выводит его из строя, и он не справляется со своими задачами, и в этом случае система «считает» данные на основании показателей, что заслонка открыта, и начинает подавать большее количество топлива. В результате двигатель «забуханкаывается».

    Дискомфорт от вечно глохнущего мотора и работы двигателя с перебоями удовольствия не добавляет. Есть еще дополнительная проблема. Работа двигателя в «авральном» порядке может спровоцировать его быструю поломку. В этом случае придется заплатить довольно кругленькую сумму денег для устранения более серьезной поломки.

    Замена датчика дроссельной заслонки на новый стоит намного меньше чем ремонт двигателя, к которому может привести такая поломка

    Отрицательно сказывается на личном бюджете. В случае такой поломки происходит повышение потребления машиной топлива, и как следствие, лишние траты.

    Перечень признаков неисправности

    Определить проблемы датчика положения дроссельной заслонки возможно, но при этом следует рассмотреть признаки, которые явно указывают на возникновение проблемы именно этого устройства:

    • Двигатель глохнет во время переключения скорости (при выключении передачи во время движения).
    • Нестабильны обороты холостого хода, независимо от режима работы двигателя.
    • Проблемы на холостом ходу (плавают обороты).
    • Замечаются рывки при наборе скорости, даже при плавном движении.
    • Заметно увеличивается расход топлива.
    • Двигатель глохнет, если резко снять ногу с педали газа.
    • Мощность двигателя значительно падает.

    В некоторых случаях может загораться и некоторое время не тухнуть контрольная лампочка «Check Engine», об этой особенности мы немного ниже рассмотрим поподробнее. Но при любом раскLADA не стоит пренебрегать всеми этими молчаливыми «звоночками». Нужно незамедлительно провести проверку.

    Место установки

    Для того чтобы проверить это устройство, необходимо знать, где оно расположено. Поскольку датчик непосредственно относится к мотору, именно там он и расположен. Необходимо найти дроссельный патрубок, там ДПДЗ и закреплен и имеет соединение с осью дроссельной заслонки.

    Причины поломки датчика

    Полностью защитить себя от поломок деталей, механизмов и датчиков автомобиля, к сожалению, невозможно. Датчик положения дроссельной заслонки может выйти из строя по ряду причин:

    • Ползунок с резистивным слоем утрачивает контакт. Причиной становится сломанный наконечник, который порождает задир на подложке, в результате ломаются и оставшиеся. При этом ДПДЗ может продолжать работать (пусть и не очень хорошо), пока не сотрется полностью резистивный слой. В результате сердечник полностью выходит из строя. Эта неисправность датчика положения не столь явная, и поэтому сложнее и дольше может маскироваться под другие неприятности. Например, могут возникнуть подозрения в плохом качестве топлива и т. п.
    • Линейное повышение напряжения выходного сигнала не обеспечивается. Это происходит в результате нарушения напыления основы (как правило, это происходит, когда он стирается до основания) в месте начала хода ползунка.

    Замена датчика дроссельной заслонки на ВАЗ 2110

    Следует учесть, что при этом виде поломки никакие дополнительные сигналы на приборной доске не появляются, самодиагностика автомобиля это не предусматривает. Признаком становится нестабильная работа двигателя на разных режимах.

    Как проверить

    У вашего автомобиля наблюдается один или несколько признаков, перечисленных выше. В этом случае необходимо проверить датчик положения дроссельной заслонки. Особых сложностей это не вызывает, но важно сделать все в определенной последовательности с применением дополнительного прибора мультиметра.

    Процесс замены неисправного датчика дроссельной заслонки

    Небольшое уточнение контрольная лампочка «Check Engine» является молчаливым напоминанием водителю о возникновении неисправности двигателя и необходимости в проведении профилактических работ или ремонта. Она загорается при включении зажигания буквально на доли секунды, и тут же гаснет. Если этого не происходит, и она продолжает гореть, значит, система обнаружила неисправность. Тут уж без моториста никак. Но нам эта информация необходима для общего развития и более точной диагностики поломки ДПДС.

    • Прежде всего, необходимо выключить зажигание. Проверьте панель приборов, и удостоверьтесь, что лампочка «check engine» не горит.
    • Эта лампа предназначена для напоминания водителю о нарушении работы двигателя. Лампочка потухла, значит, можно открыть капот и проверить датчик положения дроссельной заслонки.
    • Для этого необходим мультиметр, с его помощью проще провести измерение.
    • Первый этап: нужно провести проверку на наличие «минуса».
    • Если не горите желанием отключать провода, необходимо каждый провод проколоть. Такие же манипуляции проводим для того, чтобы найти «массу». При этом зажигание не включается.
    • Следующий этап: проверить поступает ли питание на датчик. (Необходимо учитывать, что в зависимости от модели автомобиля, напряжение может быть различным: для одних − это 12 вольт, для других – 5 вольт).
    • Для этого необходимо включить зажигание, и как в пункте 5 проколоть по очереди каждый провод. Мультиметр должен отобразить цифру «0,7» вольт.
    • Затем вручную открыть дроссельную заслонку, напряжение должно подняться выше 4 вольт.
    • Зажигание выключите, один разъем отсоедините. Подключите мультиметр между одним из оставшихся и выводом ползунка.
    • Поворачивайте, не торопясь, сектор рукой, при этом необходимо следить какие показания стрелки отображаются. Если она поднимается постепенно без резких колебаний, все в порядке, иначе – явный показатель: на дорожке резистора образовались критические потертости. Именно эти показатели являются особо важными, поскольку они влияют на правильную работу блока управления ЕСМ. Это электронное устройство отвечает за подачу топлива на инжекторы. Думать, конечно же, оно не может и принимает неправильные цифры датчика, и уже от них и отталкивается. По сути, получается, что заслонка открыта полностью, а блок управления «видит» ее в закрытом положении.
    • Если они явно заметны, диагноз налицо: необходимо менять датчик положения дроссельной заслонки.

    Но этих процедур мало, необходимо провести дополнительные проверки, чтобы исключить дальнейшие поломки. И в случае обнаружения нижеперечисленных проблем, лучше полностью ДПДЗ заменить, цена его невысокая, но при этом двигатель будет работать без сбоев:

    • В каком состоянии пленочный переменный резистор. Если на дорожке датчика положения дроссельной заслонки есть потертости или обрывы, то на блок управления двигателя поступают совершенно другие данные.
    • Размыкаются ли нормально контакты холостого хода.

    Если вам пришлось полностью поменять датчик положения дроссельной заслонки, после установки никакая дополнительная регулировка не нужна. Этот контролер нулевой отметкой считает холостой ход (в этот момент дроссельная заслонка полностью закрыта). Поэтому обLADA талантами электронщика или моториста не требуется.

    Выбор качественного ДПДЗ

    Нередко заводы-изготовители устанавливают на автомобиль недорогой пленочно-резистивный датчик положения дроссельной заслонки. Как следствие долго он работать не будет, и возникают те «симптомы», которые описаны в начале статьи.

    В отличие от предыдущего варианта бесконтактный несмотря на то что более дорогой, он того стоит: работает намного дольше и надежней. Принцип работы основан на магниторезистивном эффекте.

    Вот таким образом мы разобрали причины, симптомы и методы обнаружения и устранения проблем с этим датчиком. Таким образом, вам проще будет диагностировать и с меньшими финансовыми затратами самостоятельно решить эту проблему.

    Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

    Все современные автомобили имеют в своей конструкции множество электротехнических и электронных устройств. С их помощью осуществляется контроль и автоматическая настройка параметров функционирования различных узлов, агрегатов и систем. Они могут быть очень сложными и дорогими, как, к примеру, электронный блок управления двигателем (ЭБУ), так и совсем простенькими. Примечательно, что многие «мелочи», стоимость которых совсем невелика, играют на практике весьма важную практическую роль. К примеру, если обнаруживаются признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки, то если оставить их без внимания, скорый и весьма дорогостоящий ремонт силового агрегата практически обеспечен.

    За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки

    Такая деталь, как датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) предназначена для того, чтобы передавать в электронный блок управления двигателем информацию о том, в каком именно состоянии в данный конкретный момент времени находится пропускной клапан. По сути дела, он представляет собой комбинацию постоянного и переменного резистора, а его максимальное суммарное сопротивление равняется приблизительно 8 Ом. ДПДЗ имеет в своей конструкции три контакта, причем на два из них подается напряжение (обычно его величина составляет около 5 В), а третий является сигнальным и связан с соответствующим контроллером.

    Датчик положения дроссельной заслонки производства GM

    Датчик положения дроссельной заслонки устанавливается на ее корпусе и реагирует на вращение оси, когда она или открывается, или закрывается. Соответственно, меняется и его сопротивление: если заслонка полностью открыта, то напряжение на сигнальном контакте составляет как минимум 4 B, а если полностью закрыта — то максимум 0,7 В. За всеми изменениями напряжения следит контроллер, в результате чего регулируется количество топлива, поступающего для формирования воздушно-топливной смеси.

    Если ДПДЗ работает некорректно, то оно будет или меньше, или больше необходимого, что может привести (и зачастую действительно приводит) к различным нарушениям в работе силового агрегата, а порой даже к его выходу из строя. Следует также сказать, что неисправность датчика положения дроссельной заслонки довольно часто является причиной возникновения проблем с коробкой переключения передач. Ремонт и двигателя, и КПП — это весьма затратное мероприятие, так что если обнаруживаются признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки, то ее нужно обязательно проверить.

    Симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки

    • Двигатель начинает плохо заводиться;
    • Существенно возрастает расход топлива;
    • Автомобиль едет «рывками»;
    • Серьезно возрастает количество оборотов двигателя на холостом ходу;
    • Когда автомобиль ускоряется, то это происходит с некоторой задержкой;
    • Из впускного коллектора раздаются «хлопающие» звуки;
    • Двигатель глохнет на холостом ходу;
    • Лампочка Check Ingine или горит постоянно, или загорается периодически.

    Если проявляется хоть один из перечисленных выше признаков, то вполне вероятно, что ДПДЗ неисправен. Как показывает практика, в большинстве случаев поломка этой детали связана с ее естественным износом. Дело в том, что переменный резистор, имеющийся в конструкции датчика положения дроссельной заслонки, имеет напыленный слой основы, который металлический контакт, перемещающийся по нему, со временем истирает. Соответственно, ДПДЗ начинает выдавать неправильные данные.

    Опытные специалисты утверждают, что самый верный признак того, что датчик положения дроссельной заслонки неисправен — это «плавание» оборотов силового агрегата в режиме холостого хода. Если такие симптомы обнаруживаются, то необходимо обратиться на станцию технического обслуживания, или же произвести диагностику самостоятельно.

    VESKO-TRANS.RU 2021