VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Основные симптомы неисправности ШРУСов на Ниве

1-ый признак – возникновение во время движения соответствующего хруста со стороны 1-го, пореже обоих колес. Противный звук возникает при повороте и в момент набора скорости. В особенности ясно хруст слышно при резком старте. И очередной симптом – рывки при разгоне. Осознав, что замена ШРУСа на Ниве нужна в самое последнее время, нужно найти, что конкретно вышло из строя.

  • На стоящей машине. Будет нужно руками пошевелить, подергать вал, соединяющий шарниры — свободного хода быть не должно. Его наличие гласит о необходимости подмены узла. Для проверки внутреннего ШРУса вывесите одно из колес и включите первую скорость — неисправный узел при вращении колеса непременно захрустит.
  • При движении. Необходимо проехать по максимально ровной дороге, попеременно выворачивая руль то в одну, то в другую сторону. Хруст раздастся с той стороны, где внешний узел неисправен. Для проверки внутренних шарниров будет нужно преодолеть маленькие ямы, ухабы на низкой скорости, чтоб колесо опускалось как можно ниже. Откуда раздастся хруст, там и требуется замена внутреннего ШРУСа на Ниве.

Нужно отметить: хруст в шарнирах гласит о том, что замена внутреннего ШРУСа Нивы 2121 либо внешнего неминуема. Шарнир еще можно спасти, если впору это увидеть.

  • разрыв пыльника;
  • возникновение смазки на внутренней поверхности колесного диска из-за порванного чехла-пыльника;
  • свист, напоминающий трение о металл;
  • слабенькие рывки при съезжании с места (канавки «гранаты» начинают разбиваться), время от времени – слабенькие щелчки (2-5).

Как поставить на место

Оборотная сборка начинается со смазки вала и установки пыльников на свои штатные места. Дальше, водворяются назад стопорные кольца – делать это лучше в тисках. Последующий момент – установка шарнира на вал: нащупайте шлицы и опускайте его до соприкосновения с кольцом, размещенным снаружи. Сейчас через древесную прокладку стукните по ШРУСу молоком, чтоб он встал на место. Пошевелите деталь в различные стороны, чтоб убедиться в ее надежной фиксации. Осталось поставить пыльники с хомутами.

Установка узла делается в порядке, оборотном снятию. При всем этом рекомендуется использовать не штатные, а винтообразные хомуты. Ступичную гайку необходимо устанавливать новейшую. На заключительном шаге не забудьте с ее помощью отрегулировать зазор в подшипниках.

Рекомендации по выбору ШРУСов на Ниве

1-ое, на что следует направить внимание, – количество зубьев (шлицов) на шарнире. До 2004 г. их было 22 (ступица соответствовали этому числу), позже стало 24, но время от времени как и раньше ставили узлы с 22-мя. Так что необходимо на вашей машине их просто посчитать. Но если с этим моментом все понятно, появляется другой вопрос – о производителе. Большая часть опытнейших хозяев Нив советуют получать заводские шарниры, при этом в сборе с валами. Тут единственный минус – большущее число контрафактной продукции. Главных больших поставщиков всего три: ВАЗ, БелМаг, Trialli. Барьер по объему продаж в 5% преодолевает еще одна компания – LGR.

  • Pilenga;
  • СТК;
  • Hofer;
  • Пекар;
  • GKN.
снять, внутренний, гранат, нива

ШРУС от АвтоВАЗа

Замена внутреннего и наружного ШРУСов на Ниве 2121

Передать вращающий момент на передние колеса одним шарниром нереально, потому их всегда два. Один внутренний, другой — внешний. Самую большую нагрузку испытывает 1-ый узел, находящийся рядом с коробкой. По сопоставлению с внешним он имеет огромные размеры, т. к. тот ШРУС, что у колеса, ограничен по габаритам из-за малого свободного места.

Как снять привод

Несвоевременная замена шарнира приведет к грустным последствиям: в худшем случае может быть заклинивание привода, что на большой скорости чревато созданием аварийной ситуации. Потому целесообразнее впору поменять узел. Как правильно поменять ШРУС на Ниве? Идеальнее всего снять все в сборе, для этого пригодится:

  • торцовый ключ-головка на 13 и 27 с воротком (лучше трещоточного типа);
  • удлинитель к ключу в виде полой трубы;
  • молоток;
  • плоская отвертка (может пригодиться и зубило);
  • домкрат и баллонный ключ для снятия колеса.

Внутренний ШРУС

Установите автомобиль на смотровую яму, а если есть возможность, на подъемник. В первом случае пригодится домкрат. Но поначалу необходимо снять отверткой колпачок гайки ступицы и ослабить ее, потом снять колесо и вывернуть стопроцентно.

Последующие деяния по замене гранаты на Ниве:

  • Головкой на 13 открутите гайки, фиксирующие шаровую опору на поворотном кулаке.
  • Нижний рычаг с помощью домкрата плавненько опустите на подходящий древесный чурбак.
  • Вынимайте вал из ступицы, отведя ввысь и вспять поворотный кулак (закрепите его проволокой), и, сняв стопорное кольцо, чтоб извлечь внешний шарнир.
  • Отверните 3 гайки прижимающей пластинки, крепящие внутренний ШРУС. Подденьте его плоской отверткой и выньте внутренний узел из редуктора.
  • Если в сборе вытаскивать шарнир неловко, разъедините его.
Читайте также:  Какой двигатель дизельный можно поставить на Niva

Ниже смотрите, как снять ШРУС на Ниве 21213 – видео.

Как заменить гранату

Когда внутренняя лимонка у вас в руках, соберите шарики подшипника, если они выпали, и положите в емкость с керосином. Снимите с вала стопорное кольцо, которое держит обойму и сепаратор. Возьмите выколотку, и, стуча по ней молотком, сбейте шарнир, ударяя по торцу обоймы. Снимите стопорное и упрямое кольцо. Все снятые детали очистите щеткой по металлу и помойте в керосине.

Устройство ШРУСа ВАЗ 2121

Оба шарнира содержат в себе принципно однообразные элементы, различающиеся только габаритами и ценой.

  • чашеобразный корпус с ведомым валом;
  • «кулак» в форме сферы с ведущим валом, образующий обойму ШРУСа;
  • железные шарики, расположенные в особых канавках обоймы и изготовленные из особенных видов металла.

Когда нужно сделать поворот, меняются углы обоих валов, шарики передвигаются по канавкам и передают физическое усилие на колеса фронтального моста. Обычно применяется шарнир «Рцеппа» («шестишариковый»). Передать вращающий момент от КПП без помощи других он не может: для этого употребляется вал – полая труба из стали, соединяющая внешний ШРУС с внутренним. Последний работает безпрерывно при угле поворота от 10 градусов. Так же действует внешний узел при условии ровненького движения. Но как колеса поворачиваются, у внешнего шарнира угол растет до шестидесяти градусов.

Если машина перемещается по неровной дороге, расстояние от внешнего узла до внутреннего изменяется, потому вал устанавливается так, что способен то задвигаться, то выдвигаться.

Заместо стандартных хомутов имеет смысл использовать винтообразные. Также по окончании работы следует поменять ступичную гайку на новейшую и отрегулировать зазор подшипников.

Собираем все обратно.

Начать оборотную сборку следует со смазывания вала и надевания пыльников и чехла на свои места. Дальше следует установить стопорные кольца, зажав при всем этом вал накрепко в тисках.

Сейчас можно устанавливать шарнир на вал. Когда вы нащупаете шлицы, следует опустить его до момента соприкосновения со стопорным кольцом, находящимся снаружи.

Стукните по ШРУСу молотком и посадите его на место. Лучше проводить данную операцию установив на деталь мягенькую проставку из металла, чтоб не разрушить шарнир во время удара. Проверьте фиксацию детали на надежность, сделайте это в обоих направлениях.

Установите на свои места пыльники, а за ними следом и хомуты. Высчитайте при установке габариты, чтоб во время движения автомобиля вперед, травка не цеплялась за хомуты. Не страшитесь приложить суровых усилий, выполняя такие операции, потому что тут вправду необходимо приложить силу.

Работа фактически завершена, от вас осталось установить готовую запчасть на вашу Niva и насладиться её работой.

  • Соответствующий хруст при движении с вывернутыми колесами;
  • Рывки при разгоне;
  • Увеличенная вибрация на ходу;
  • Постукивания при преодолении неровностей.

Обычно, выдерживает элемент в аварийном состоянии длительно. Но в данном случае никто не сумеет дать гарантии, когда развалится сама «граната» либо подшипник. Общий ресурс часто равен общему пробегу автомобиля за всегда использования, но в большая часть сдается к 120-130 тыс. км.

Снятие привода

Операцию по демонтажу приводных частей вероятна при наличии:

  • Домкрата;
  • Чурбака;
  • Балонного ключа;
  • Ключей на 13, 17 и 23 (1-ые две разновидности в двойном количестве);
  • Шлицевые отвертки;
  • Выколотка;
  • Приспособление для снятия хомутов промышленного производства либо изготовленное из переставных клещей;
  • Пыльники;
  • Хомуты;
  • Ступичная гайка;
  • Смазка ШРУС-4М;
  • Ветошь для вытирания смазки;
  • Керосин.

На немного поддомкраченной машине убирается колпак, закрывающий ступицу, на сто процентов отвинчивается ступичная и ослабляются колесные гайки.

Нижний рычаг плавненько опускается на крепкий чурбак.

Удаляются гайки, удерживающие шаровую опору (в количестве 3 шт). Вал внешнего ШРУСа аккуратненько выводится из поворотного кулака, методом отведения последнего вспять и ввысь.

Поворотный кулак закрепляется при помощи проволоки за подходящий выступ. Нижнее крепление амортизатора освобождается от рычага, после этого нужно приподнять домкрат еще на несколько см ввысь.

Используя щипцы и отвертку, нужно убрать хомуты пыльника внутреннего ШРУСа, также конкретно пыльник. Потом вынимается стопорное кольцо, расположенное снутри корпуса «гранаты», конструкция удаляется из автомобиля.

Замена пыльника ШРУСа на Renault Logan

А вот у пользующегося популярностью Renault Logan замена внутреннего пыльника делается несколько по-другому, так как конструкция привода – другая.

Для подмены покоробленного пыльника будет нужно полное снятие приводного вала.

Требуемые инструменты описаны выше, опять будем работать с левым пыльником, а последовательность работ такая.

Перед снятием колеса необходимо попустить гайку крепления привода к ступице. Она находится по центру с наружной стороны.

Если не сделать этого до снятия колеса, в предстоящем открутить ее будет нереально.

Потом авто поддомкрачивается и колесо снимается. После чего необходимо слить с КПП масло, потому будет нужно забираться под авто, снимать защиту картера и выкручивать сливную пробку.

Пользующееся популярностью У ЧИТАТЕЛЕЙ: Ремонт генератора своими руками

Чтоб снять ступицу с привода, необходимо от нее открутить и отсоединить все элементы подвески. После этого ступица снимается со шлицов приводного вала.

Внутренний пыльник прижат к корпусу КПП креплением с 3-мя болтами, которые необходимо вывернуть. После чего приводной вал стопроцентно извлекается.

Читайте также:  Сколько Литров Масла В Коробке Даф 105

Чтоб снять пыльник, будет нужно снятие стопорного кольца на конце вала и стягивание со шлицов внутренней обоймы, изготовленной в виде трипоида. После чего покоробленный элемент снимается.

Перед установкой нового пыльника лучше сходу поменять и пылеотражающую втулку и сальник, установленные перед пыльником.

После одевания на вал нового элемента, на него устанавливается трипоид и его стопорное кольцо.

Перед тем как устанавливать все на место, трипоид обильно смазывается смазкой, в пыльник тоже она накладывается.

Вал устанавливается на место, и пыльник фиксируется креплением.

Дальше привод собирается в оборотной последовательности. На вал одевается ступица, к ней присоединяются элементы подвески, ставиться колесо, а потом уже затягивается гайка крепления вала к ступице.

Как поменять гранату на ниве

Данный способ представляет собой один из более обычных и стремительных методов подмены обоих пыльников либо 1-го из их. Так же по мере надобности можно поменять смазку в ШРУСах либо внешную гранату.

Нужный инструмент: набор рожковых ключей (в т.ч. на 13 и на 17 по 2 шт.), плоскогубцы с изменяемым шагом либо просто очень огромные плоскогубцы, две плоских отвертки — средняя и узкая, молоток 600-800 г, отменная выколотка из мягенького металла либо съемник ШРУСов, огромные либо среднего размера тиски (либо ассистент), смазка ШРУС-4, достаточное количество протирочного материала, полиэтиленовый пакет, подставка под нижний рычаг фронтальной подвески. Лучше — смотровая яма.

Устанавливаем машину на ручник, необходимо также установить любые противооткаты под задние колеса. Ослабляем гайки колеса, домкратим, снимаем колесо. Под нижний рычаг подставляем надежный упор (я использую стопку маленьких досок). Опускаем домкрат, рычаг сжимается. Откручиваем гайки и вытаскиваем три болта крепления нижней шаровой опоры. Откручиваем нижнее крепление амортизатора и задавливаем его до отказа ввысь:

Через древесный брусок сбиваем блестящий колпак ступицы. Откручиваем гайку ступицы, за ранее подставив под колесную шпильку упор (молоток, к примеру), чтоб ступица не вертелась (ослабить гайку можно в самом начале, но колпак снимать не так комфортно). Достаем конусную шайбу. Взявшись за низ тормозного диска, тянем его на себя и отводим в сторону, сразу извлекая ось гранаты из ступицы. Освобожденный ШРУС кладем, как комфортно, на нижнюю чашечку.

Спускаемся в яму. Поворачивая ШРУС рукою, находим комфортное положение для захвата выступов хомута плоскогубцами:

Замена пыльника внутренней гранаты ВАЗ 21213 Нива Тайга

Сжимаем хомут и отверткой чуток отгибаем зацеп, снимаем. На корпусе гранаты и валу делаем метки (краской, либо ратфилем — главное чтобы не затерлось), так чтоб позже воткнуть ШРУС так же, как было, отлично запоминаем положение. Освобожденный пыльник очень отодвигаем от гранаты.

Пальцем нащупываем проволочное стопорное кольцо снутри корпуса ШРУС а, оно в пазу у самого края, наощупь находим разрыв кольца, и поддев узкой отверткой достаем:

Если смазку поменять не нужно, можно стразу одеть на ШРУС полиэтиленовый пакет и обмотать во избежание выпадения шариков и попадания грязищи (шарики держатся только за счет смазки).

Выходим из ямы и аккуратненько достаем освобожденную деталь:

Отмываем грязюка. Снимаем оставшиеся хомуты и срезаем пыльники, которые нужно поменять:

Пластмассовый кожух и пыльник внешней гранаты смещаем к внутреннему ШРУС у. Чтоб они дальше не мешались, можно их завернуть в пакет и закрепить. Вал зажимаем в тисках внешним шарниром к низу, убираем избытки смазки.

Сейчас нам необходимо сбить либо спрессовать с вала внутреннюю обойму в сборе с шарниром. Круговые выступы, показанные отверткой — это и есть фигурная внутренняя обойма ШРУС а:

Теория. Внутренняя обойма ШРУС а фиксируется на валу 2-мя стопорными кольцами: внешним (на самом конце вала) круглого сечения; и внутренним, квадратного сечения (его малость видно на предшествующей фото меж внутренней обоймой и валом). При сбивании, обойма конической выточкой должна сжать внешнее кольцо, утопить его в проточку вала и продвинуться далее. Если энергия удара будет недостаточна, кольцо снова разожмется и обойма возвратится в начальное положение.

Вариант 1. При помощи выколотки из мягенького металла и молотка немного простукиваем обойму по окружности, чтоб отцентрировать внешнее кольцо, потом, установив выколотку по способности поближе к валу, сбиваем (можно держать ее под маленьким углом, это не жутко). Лучший вариант — если ассистент тянет за вал шарнира книзу. Удар должен быть довольно сильным и «длинным» — использующим всю инерцию молотка. 400 г. Молотком мне удалось сбить только с 4 раза, хотя лупил со всего плеча — лучше молоточек потяжелее. Если не сбивается, силу удара нужно прирастить, количеством здесь не возьмешь.

Нива. Замена внутреннего шруса.

Вариант 2. Используем съемник. Купил его по дороге в гараж, специально для FAQ, 160 руб., на ценнике было «съемник ШРУСов 2108». Честно говоря, не хотелось показывать варварскую выколотку, которую я до этого использовал. Насчет съемника были смутные опасения, но как оказалось — зря, работать с ним понравилось, так увлекся новой игрушкой, что забыл сфотографировать до снятия:

Снимаем наружное кольцо. Потом аккуратно выводим внутреннее кольцо из проточки:

Читайте также:  Регулировка Клапанов Хонда Фит 1.3

Ослабляем тиски и легкими ударами молотка по валу стягиваем кольцо. Наружная проточка уже, кольцо там не застрянет:

Если необходима замена смазки, все промываем. Наружный ШРУС можно промыть без разборки, хотя это довольно долго. Можно разобрать, для этого надо пометить краской взаимное расположение наружной обоймы (корпуса), сепаратора и внутренней обоймы. Потом повернуть сепаратор и внутреннюю обойму до выхода первого шарика, достать его, и потом таким же способом достать все по очереди. Затем наклонить сепаратор с обоймой под 90 градусов, и, поймав положение, вытащить вместе с внутренней обоймой. Промыть, собрать наружный шарнир и заложить в корпуса внутреннего и наружного шарнира смазку «ШРУС.4» по 150 и 60 куб.см. соответственно.

Слегка смазываем вал и надеваем пыльники и чехол. Зажимаем вал в тисках и ставим оба стопорных кольца:

Устанавливаем шарнир на вал, и, нащупав шлицы, опускаем до соприкосновения с наружным стопорным кольцом:

С помощью молотка, желательно через проставку из мягкого металла, ударяем по валу ШРУС а и сажаем его на место (не вздумайте наворачивать на резьбу ступичную или иные гайки — либо гайку испортите, либо резьбу). Руками проверяем фиксацию шарнира в обоих направлениях. У меня мягкой проставки не было, поэтому забивал так, после трех достаточно сильных ударов, с валом, как видим, ничего не случилось — металл твердый:

Ставим пыльники на место (место установки хомутов на валу соответствует самой глубокой проточке). Ставим хомуты с таким расчетом, что бы при движении вперед за них не цеплялась трава (т. е. по шерсти). Усилие приходится приложить нешуточное:

Устанавливаем готовое изделие на автомобиль, в порядке, обратном снятию.

Все замечания и прочее можно присылать на форум Niva 4х4/Общетехнический раздел/Пора менять ШРУСы.

Как заменить гранату

Когда внутренняя граната у вас в руках, соберите шарики подшипника, если они выпали, и положите в емкость с керосином. Снимите с вала стопорное кольцо, которое держит обойму и сепаратор. Возьмите выколотку, и, стуча по ней молотком, сбейте шарнир, ударяя по торцу обоймы. Снимите стопорное и упорное кольцо. Все снятые детали очистите щеткой по металлу и промойте в керосине.

Разборка шарнира

Основные симптомы неисправности ШРУСов на Ниве

Первый признак – появление во время движения характерного хруста со стороны одного, реже обоих колес. Неприятный звук появляется при повороте и в момент набора скорости. Особенно отчетливо хруст слышно при резком старте. И еще один симптом – рывки при разгоне. Поняв, что замена ШРУСа на Ниве нужна в самое ближайшее время, необходимо определить, что именно вышло из строя.

  • На стоящей машине. Потребуется руками пошевелить, подергать вал, соединяющий шарниры — люфта быть не должно. Его наличие говорит о необходимости замены узла. Для проверки внутреннего ШРУса вывесите одно из колес и включите первую скорость — неисправный узел при вращении колеса обязательно захрустит.
  • При движении. Нужно проехать по ровной дороге, поочередно выворачивая руль то в одну, то в другую сторону. Хруст раздастся с той стороны, где наружный узел неисправен. Для проверки внутренних шарниров потребуется преодолеть небольшие ямы, ухабы на невысокой скорости, чтобы колесо опускалось как можно ниже. Откуда раздастся хруст, там и требуется замена внутреннего ШРУСа на Ниве.

Надо отметить: хруст в шарнирах говорит о том, что замена внутреннего ШРУСа Нивы 2121 или наружного неизбежна. Шарнир еще можно спасти, если вовремя это заметить.

  • разрыв пыльника;
  • появление смазки на внутренней поверхности колесного диска из-за порванного чехла-пыльника;
  • свист, напоминающий трение о металл;
  • слабые рывки при съезжании с места (канавки «гранаты» начинают разбиваться), иногда – слабые щелчки (2-5).

Родной конструктив

Я очень много облазил, как внедорожников, так и спецтехники. Конструкция внутренних и наружных пыльников шрусов семейства Niva, скажем мягко — оригинальна. Замена наружного и внутреннего шруса на ВАЗ 2110, ВАЗ. Прежде всего, это касается пластиковой чашки на внешнем шрусе. Камушек, попавший между пластиком и резиновым пыльником, превращает последний в мочалку за пару часов. Надо ли говорить о том, что и сам шрус после этого долго не живет. Конструкция внутреннего пыльника не менее оригинальна. Спасает только то, что от камушков с дороги, ее закрывает защита двигателя. И для внутренних пыльников, и для внешних существуют хорошие импортные аналоги, из резины нормального качества.

Какой выбрать

В зависимости от года выпуска Niva 2121 может комплектоваться ШРУСами на 22 или 24 шлица. До 2002 года был распространен первый вариант, после 2002 года – второй. По иной версии, 22-шлицовые «гранаты» были распространены вплоть до 2007 года.

Верный способ определить тип – снять конусную шайбу ступицы по посчитать вручную.

Опыт эксплуатации показывает, что «гранаты» лучшего качества для Нивы выпускаются именно АвтоВАЗом, также при уверенности в происхождении изделия имеет смысл обратить внимание на продукцию CORAM и Pilenga.

VESKO-TRANS.RU 2021