VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Как починить неисправности электроусилителя руля

Усилитель управляющего управления — это механизм, который позволяет понизить усилие, прилагаемое водителем к рулю. Он является неотклонимым компонентом грузовиков, а на легковые авто его устанавливают не всегда. Различают пневматические, гидравлические, механические, электронные (ЭУР), электрогидравлические (ЭГУР) усилители. Электроусилитель руля обеспечивает комфортабельное управление автомобилем. По каким причинам ЭУР отказывается работать, почему слышен свист при повороте руля и как устранить неполадки — об этом далее в статье.

  • Причины отказа или неисправной работы ЭУР
  • Неисправности электроусилителя руля
  • Диагностика и обнаружение проблемы
  • Ремонт электроусилителя руля своими руками
  • Снятие ЭУР
  • Нюансы ремонта электрогидроусилителя

    Некоторые автомобили, выпущенные в 2000 гг, оснащены электроусилителями и электрогидроусилителями руля. Это марки — Ford, Wolkswagen, Audi, Peugeot, Citroen, Skoda, Suzuki, Opel, Toyota, Honda, и Mazda. Конструкция ЭГУР (Electro-hydraulic power steering systems) является модернизированным гидроусилителем. Усовершенствование касается насоса, обеспечивающего гидравлическое давление. На его работу уже влияет собственный электрический привод, а не ременной от двигателя.

    Насос включается электродвигателем только по мере необходимости, поэтому владелец авто может сэкономить топливо. Если ЭГУР вышел из строя, то его замена новым будет очень дорогая. Его стоимость высокая и колеблется в пределах 15–60 тыс. руб. Более экономным вариантом будет его ремонт в надёжной автомастерской. При неисправности ЭГУР руль становится «жёстким», при повороте слышен свист, течёт масло.

    При самостоятельной замене ЭГУР необходимо выполнить следующие действия:

    • разберите колёса, для этого поднимите автомобиль при помощи подъёмника;
    • отвинтите крепления подкрылка и демонтируйте его;
    • открутите крепления кронштейна и достаньте насос, аккуратно отсоедините провода от него, так как фишки разъёмов легко сломать;
    • снимите с нагнетателя пластиковую крышку и его механическую часть, затем диагностируйте каждую деталь.

    Не рекомендуется самостоятельно ремонтировать деталь, за исключением случая, если вы специалист в этом вопросе.

    Ремонт электроусилителя руля VW Passat B6, VW Passat B7, VW Passat CC, VW Tiguan

    Мастера на автосервисе чинят насос ЭГУР в такой последовательности:

    • вначале проверяют гидравлическую и электронную часть насоса на оборудовании для диагностики, которое воспроизводит функционирование авто и занимается поиском неисправностей устройства;
    • если не работает насос, его разбирают и заменяют изношенные элементы, проверяют другие детали, складывают конструкцию и проверяют опять на стенде;
    • при отказе электроники необходимо воспользоваться специальными инструментами и высокоточным оборудованием для устранения неисправности или ошибки.
    работать, электроусилитель

    Ремонт электроусилителя руля своими руками

    ЭУР запускается при движении автомобиля на низкой скорости, а отключается — на высокой. Опасность представляет остановка деятельности усилителя в одном из этих состояний. Запрещается эксплуатировать автомашину до ликвидации неисправности.

    Во избежание внезапного отказа системы ЭУР проводите рационально диагностику всех узлов автомобиля. Если вышел из строя усилитель руля, оснащённый электроприводом, придётся снять его, отремонтировать или заменить. Демонтаж проводится вместе с рулевой колонкой. Понадобится ключ на тринадцать, крестовая и плоская отвёртки.

    Условиями извлечения ЭУР являются:

    • нахождение колёс в прямом положении;
    • снятие минусовой клеммы с аккумулятора;
    • демонтаж руля и части торпеды.
    Читайте также:  Не качает бензонасос ВАЗ 2107

    Необходимо пользоваться схемой подключения прибора.

    Причины отказа или неисправной работы ЭУР

    Конструкция электроусилителя руля очень простая — её главными составляющими компонентами являются:

    • редуктор;
    • электромотор;
    • электронный блок управления (ЭБУ);
    • контроллер крутящего момента;
    • датчик положения ротора;
    • прибор фиксации скорости.

    Действует ЭУР по такому принципу:

    • Когда вращается руль, скручивается торсион. Показатель крутящего момента регистрируется контроллером. Электроусилитель размещается на рулевом вале, части которого соединяются торсионом.
    • Блок получает данные с датчиков и регулирует напряжение электродвигателя. Он также рассчитывает уровень компенсационного усилия, которое необходимо добавить во время вращения руля. При меньшей скорости на электродвигатель подаётся большее напряжение.
    • Электродвигатель при помощи редуктора создаёт дополнительное усилие, которое облегчает управление передними колёсами.

    В зависимости от размеров автомобиля конструкция ЭУР может отличаться. Например, компенсационное усилие направляется на рулевой вал или прямо к рейке. В небольших автомобилях нет необходимости прилагать большую силу к рулю, поэтому ЭУР размещается на рулевой колонке, фактически в салоне автомашины. Пыль, грязь и влага не проникают к устройству, что способствует продолжению периода его эксплуатации.

    В автомашинах среднего размера ЭУР устанавливается на рулевой рейке и создаёт компенсационное усилие при помощи редуктора. В тяжеловесных микроавтобусах и внедорожниках применяется параллельноосевое устройство с зубчато-ременной передачей и механизмом «винт-гайка на циркулирующих шариках» для создания большого усилия.

    Усилитель руля, оснащённый электроприводом, может отказывать в функционировании по таким причинам:

    ЭБУ способен сканировать показатель спидометра при помощи данных контроллера скорости. Усилитель руля, оснащённый электроприводом, функционирует на полную мощность при движении на низкой скорости, например, когда вы паркуетесь, маневрируя рулём — выворачивая его до крайних положений то влево, то вправо. ЭУР запускается при частоте вращения, равной 400 об./мин., при меньшем значении устройство неактивно.

    Во время разгона уменьшается усилие, которое создаёт электрический прибор на рулевую рейку. При скорости, превышающей 60 км/ч (в некоторых моделях — 110 км/ч), ЭУР автоматически выключается. Такой механизм действия усилителя задан в программном обеспечении и гарантирует безопасность управления автомашиной при быстрой езде.

    Посторонний шум в электроусилителе, который сопровождается свистом при вращении руля, требует смазки рулевого вала. Если эта мера оказалась неэффективной, то необходимо подтянуть рейку, подшипники, регулировочную гайку, оснастить дополнительными шайбами для уменьшения люфта, заменить ЭУР безредукторным или отказаться от него вообще. Посторонний шум во время вращения руля провоцирует не только электроусилитель, а также рулевая рейка или колонка.

    Последовательность действий следующая:

    • Убрать подрулевые переключатели.
    • Затем следует разъединить штекер с кабелями от щитка приборов.
    • Демонтируйте замок зажигания, выкрутив три самореза крестовой отвёрткой.
    • Снимите нижнюю часть щитка приборов.
    • Нажав на фиксаторы, которыми крепятся колодки кабелей, отключите их от ЭБУ.
    • Далее разъедините колодку и подрулевые переключатели.
    • Выкрутите четыре гайки, которыми закреплён кронштейн.
    • По завершении предыдущих манипуляций наклоните рулевую колонку вниз.
    • Заключительным этапом демонтажа ЭУР является выкручивание ключом на тринадцать болта, которым кардан прикручен к валу рулевого механизма, при одновременном удерживании гайки от проворота. Клеммное соединение следует разжать плоской отвёрткой и осторожно извлечь промежуточный вал.
    • Далее проводят ремонт ЭУР и сборку устройства в обратном порядке, совмещая пометки.
    • Предварительно следует разместить нижний шарнир на вал-шестерню.
    • Совместите промежуточный кардан и рулевой вал.
    • Вначале устанавливают нижний шарнир, потом вал проворачивают, чтобы стянуть их болтом.
    • Напоследок подключают штекер кабелей и устанавливают верхние панели.
    Читайте также:  Не Работает Печка Fiat Альбеа

    Диагностика и обнаружение проблемы

    Во время включения зажигания бортовой компьютер диагностирует все системы автомобиля. Если ЭУР неисправен, то на щитке приборов светится индикатор с изображением руля и восклицательного знака.

    По цвету сигнала определяют степень опасности:

    • красный означает необходимость срочного ремонта;
    • жёлтый — эксплуатация автомобиля возможна без ЭУР при условии извлечения его предохранителя. Неполадки усилителя могут быть связаны с повреждёнными цепями питания или неисправным датчиком.

    Если индикатор загорается при включении зажигания, а при работающем двигателе гаснет, то это сигнализирует о нормальной деятельности системы. Нужно удостовериться, нет ли повреждений кабелей ЭБУ.

    При этом следует учесть значение контактов соответственно цвету:

    • голубой — двенадцативольтный, подключён к замку зажигания;
    • красно-коричневый соединён с тахометром;
    • серый идёт на контроллер скорости;
    • бело-розовый — подключён к индикатору ЭУР;
    • чёрно-жёлтый — леска диагностики;
    • шестой — без подключения;
    • коричневый — минусовый провод бортовой сети;
    • восьмой — нет ввода.

    При проверке ЭУР на автосервисе сканером через диагностический порт можно получить точный анализ показателей. Диагностика скрепкой позволяет водителю узнать о дефектах в узлах транспортного средства.

    С этой целью необходимо:

    • Отключить зажигание.
    • Скрепкой замкнуть контакты 6 и 7 в штекере, без его демонтажа.
    • Запустить мотор.
    • После этого индикатор ЭУР на панели приборов начнёт мигать.

    Первый сигнал всегда является длинным, после него есть ещё короткие моргания, их количество означает вид поломки:

    • один — электроусилитель работает исправно;
    • два — отсутствует сигнал от измерителя оборотов двигателя;
    • три — нет питания контроллера момента;
    • четыре — поломка электродвигателя;
    • пять — не функционирует датчик поворота руля;
    • шесть — нет данных прибора, который фиксирует положение ротора двигателя;
    • семь — перебои в сети;
    • восемь — ЭБУ не действует;
    • девять — аппарат регистрации скорости не выдаёт информации.

    Съём и установка

    В качестве примера рассмотрен демонтаж и установка ЭУР на автомобиле ВАЗ «LADA Kalina».

    Перед тем как проводить данный вид работ, обязательно следует подготовить:

    • отвёртки (крестовую и плоскую);
    • шестигранник (13).

    Также выполнить самостоятельно все действия невозможно, поэтому потребуется напарник.

    Чтобы снять усилитель, следуйте пошаговой инструкции:

    • Отсоедините минусовую клемму аккумулятора.
    • Установите колёса машины в положение «прямо».
    • Демонтируйте руль и переключатели под ним у авто.
    • Уберите подрулевые переключатели.
    • Выкрутите 3 винта, крепящих усилитель на панели.
    • Снимите усилитель.
    • Разъедините разъёмы проводов от выводов ЭУР.
    • Маркером отметьте положения как карданного шарнира, так и вала усилителя.
    • Открутите гайку на карданном шарнире и извлеките болт.
    • Две гайки переднего крепления, а затем и заднего отвинтите и снимите ЭУР.

    Установка электроусилителя проводится в обратном порядке перечисленных действий.

    Ремонт механизма

    Ремонт электроусилителя включает:

    • диагностику электрорейки;
    • определение причины выдаваемой ошибки и её снятие;
    • починку мотора ЭУР.

    Если автомобиль находится на гарантии, то самостоятельная починка электроусилителя будет неправильным действием. С целью ремонта стоит обратиться в сервисный центр. Если же неисправны датчики, то их можно заменить даже своими руками.

    Существует вариант установки мотора таким образом, что он передаёт усилие на вал руля. Автомобилист крутит руль, торсионный вал вращается, датчики крутящего момента считывают этот процесс и направляют соответствующую информацию в электронный блок. Он и рассчитывает требуемое усилие для поворота колёс.

    ЭБУ может обрабатывать вводные не только указанных датчиков, которые являются его обязательной частью, но и таких:

    • положения руля;
    • вращательной частоты коленчатого вала;
    • скорости вращения колёс.

    EPS осуществляет работу в таких режимах:

    • поворот авто в обыкновенном режиме;
    • поворот при высокой либо низкой скорости;
    • возвращение колёс в положение «прямо»;
    • а также режим поддерживания колёс в таком положении.
    Читайте также:  2023 Chevrolet Corvette Z06 подробности комплектации

    Прекрасные возможности по безопасности открыло появление и применение электроусилителя: автоматическую парковку, систему динамической стабилизации, аварийное управление, вспомогательные способности при движении.

    Устройство ЭУР

    ЭУР устроен в общих чертах из трёх основных деталей — электромотора, механической передачи и системы управления. Электродвигатель может быть установлен по-разному, есть несколько разных схем (на вал рейки, рулевую колонку или вал колеса).

    Если мотор передаёт усилие на рейку, то такая система называется ЭМУР и имеет две модификации:

    • с двумя шестернями;
    • с параллельным приводом.

    В первом случае крутящий момент передаётся на рейку от руля посредством одной из шестерён, но он же на вторую шестерню направляется электромотором. При параллельном приводе двигатель выполняет передачу усилия благодаря винт-шариковой гайке.

    Устройство электроусилителя таково:

    • Мотор и силовая передача — это исполнительная система ЭУР, здесь создаётся само усилие и обеспечение лёгкости при управлении машиной.
    • Электрический блок управления осуществляет подачу сигнала на мотор, то есть осуществляет его подключение к работе. ЭБУ считывает показания датчиков и подаёт соответствующие импульсы.
    • Датчики. Основной из них в ЭУР — датчик усилия (крутящего момента). Именно эта деталь определяет степень приложенного к рулю усилия.

    Торсионный вал — часть рулевой колонки, которая измеряет усилия. Это осуществляется так: при вращении руля входная и выходная части вала смещаются, полученный угол улавливается датчиками.

    Техническое обслуживание

    Чтобы длительное время пользоваться качественной работой EPS, нужно соблюдать такие правила:

    • не позволять электромеханизму подвергаться физическим воздействиям;
    • предотвращать попадание влаги в систему, не подвергать её высокой температуре;
    • при замене блока управления осуществлять его калибровку;
    • избегать вмешательства в деятельность рулевой колонки.

    Поломки электроусилителя и их симптомы

    Сигнализировать о неисправности ЭУР может специальный символ — руль со знаком восклицания. Если этот символ загорелся на приборной панели, значит усилитель не справляется с проведением диагностики собственной системы. Управление машиной при этом возможно продолжать, но лучше всё же срочно направить авто в сервис. Если загорается предупреждающий сигнал (лампочка на панели), следует отключить предохранитель.

    Основными неисправностями являются:

    • напряжение ниже нормы;
    • отсутствие сигналов от датчиков скорости;
    • увеличение частоты оборотов двигателя.

    Неисправными могут быть датчики и кабели, по которым проходит ток. Первые некорректно срабатывают вследствие попадания на них влаги. Ремонт требуется осуществлять немедленно. Также бывает простое изнашивание контактов. Ещё одна вероятная поломка системы — перегорание предохранителя. А в случае ДТП может нарушаться деятельность электромотора.

    Заметить поломки можно при таких симптомах:

    • руль стал крутиться с большим трудом;
    • при повторном включении зажигания (зимой) очень туго осуществляется реверсия рулевого колеса;
    • наблюдаются посторонние звуки (скрип).

    Почему не работает усилитель руля Пассат Б6 (Passat B6)?

    При условиях низкой температуры воздуха и неадекватной работы усилителя следует включать и выключать двигатель несколько раз до тех пор, пока не потухнут оповещающие о выходе из строя лампы. Можно также дать автомобилю согреться в тёплом помещении.

    работать, электроусилитель

    Также проводятся такие мероприятия:

    • скидывается минусовая клемма аккумулятора;
    • последний подлежит зарядке.
    VESKO-TRANS.RU 2021