VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Содержание

Выбор необходимых инструментов

Для производства работ по замене ремешка ГРМ нужно иметь такие инструменты:

  • регулировочный ключ для натяжения ремня;
  • рожковые ключи;
  • набор шестигранных бит;
  • домкрат авто;
  • монтажную лопатку либо огромную отвёртку.

Как самостоятельно определить, что ремень пора менять?

Признаки, указывающие на необходимость подмены ремня:

  • протекание масла;
  • повреждённая поверхность расходника;
  • наличие неровности и неравномерного износа;
  • изношенные зубцы;
  • трещинкы по всей длине ремня;
  • выемки на зубцах после запуска мотора.

Через сколько тысяч километров нужно менять

Для каждой машины периодичность подмены ремня ГРМ различная, о чём можно выяснить в технической документации автомобиля. В среднем меняют ремень после пробега 50000 км. Если используются ремни ГРМ с усиленным железным кордом, то их срок службы на 30% подольше обыденного.

Километраж, при котором нужно поменять ремень ГРМ представлен в таблице:

Состояния автомобиля Зарубежного производства Российского производства
Новый 70-80 тыс. км 65 тыс. км
С пробегом 60-70 тыс. км 50 тыс. км

Демонтаж старого ремня

Снятие старенького ремня газораспределительного механизма делается по последующему методу:

  • Для начала снимается защитный кожух ременной передачи при помощи шестигранных бит.
  • Отключается цепь питания с датчика коленвала.
  • Рожковым ключом на 17 делается снятие шкива генератора.
  • Проворачиванием распредвала выставляется положение валов по меткам (на приводе газораспределительного механизма нанесены метки, которые должны совпадать со шкивами).
  • Дальше нужно ослабить натяжной ролик при помощи специального ключа и зафиксировать маховик сильной отвёрткой либо монтажной лопаткой. Маховик также должен стоять по метке.
  • Аккуратненько снимается ремень и проверяется натяжной ролик на предмет пригодности.

Последствия обрыва ремня ГРМ

Для бензиновых моторов могут последующие последствия после обрыва ремня:

  • Выход из строя всех частей мотора.
  • Газораспределительный механизм может быть непригоден даже к ремонту. Это может быть вызвано сильным ударом поршней, после этого деформируется головка ГРМ.
  • Повреждение блока цилиндров. Пришедшие в негодность поршневые кольца наносят вред зеркальной поверхности камеры сгорания.

В дизельных движках обрыв ремня ГРМ нередко приводит к таким последствиям:

  • повреждению подшипников распределительного вала;
  • деформации шатунов поршней;
  • поломке впускных клапанов.

Каналом «Программа Автомобиль» сняты последствия обрыва ремешка газораспределительного механизма.

Обязательно ли менять помпу при замене ремня ГРМ?

По воззрению профессионалов, не непременно вкупе с подменой ремня ГРМ поменять помпу.

Ее срок эксплуатации больше на 50% чем у ремня ГРМ, потому насос изменяется в 2-ух случаях:

  • с каждой 2-ой подменой ремня;
  • когда есть подозрения на некорректную работу помпы.

Как правильно заменить ремень ГРМ и на каком пробеге

Замена ремня ГРМ осуществляется зависимо от степени износа данного механизма, выполнения мотора автомобиля и пробега тс. Чтоб выполнить такую функцию без помощи других будет нужно иметь под рукою малый набор инструментов и чётко следовать аннотации.

Как часто необходимо менять ремень ГРМ?

Периодичность подмены ремня ГРМ регламентирована достаточно размыто. К примеру, в «обыкновенном» режиме эксплуатации изготовитель советует менять ремень и ролики через 100 тыс. км. В случае насыщенной эксплуатации, в томных критериях, ремень ГРМ рекомендуется поменять каждые 60 тыс. км. Видите ли, понятия достаточно размытые и осознать, что имеется ввиду под словами: «томные условия» либо «насыщенная эксплуатация» — не просто.

Беря во внимание сложные погодные и дорожные условия «наших краев», ремень согласно заводу-изготовителю рекомендуется поменять в последующих случаях:

  • Когда вы проходите «огромное» ТО каждые 60 тыс. км. пробега либо каждые четыре года зависимо от того, что наступит ранее;
  • Если на поверхности ремня ясно видны разрывы и трещинкы, ремень ГРМ стал расслаиваться;
  • Ремень очень растянут либо его физические характеристики значительно поменялись;
  • При возникновении звуков, которые доносятся от ремня ГРМ;
  • Ремень ГРМ разорвало. В этом случае, не считая подмены предстоит потратиться на целый комплекс мероприятий восстановлении работоспособности мотора, проще говоря — капремонт мотора.

Когда и через сколько необходимо менять ремень ГРМ?

Своевременная замена расходных материалов и запчастей является одним из важных моментов в обслуживании автомобиля. Чтоб мотор работал исправно и не выбросил какой-либо сюрприз в самое неподходящее время, следует впору менять масла, фильтра, также ремни.

Больше всего заморочек сулит автолюбителю разрыва ремня ГРМ, обычно такая проблема сопровождается большенными поломками. Дело в том, что большая часть движков устроены таким макаром, что в случае нарушения фаз газораспределения (за согласие которых и отвечает этот самый ремень ГРМ), поршни встречаются с клапанами, чего при исправном ремне и обычной работе мотора произойти не может. Более детально про обрыв ремня ГРМ читайте в этой статье. Каждый автоконцерн дает различные сроки эксплуатации ремня ГРМ, не считая того эти сроки касаются только уникальных ремней, которые инсталлируются, обычно, только в случае гарантийного обслуживания. В предстоящем автомобилисты начинают брать более дешевенькие аналоги, срок службы, которых предсказать достаточно трудно.

Замена ремня ГРМ. считается важным мероприятием, от своевременности и корректности проведения которого зависит, будут ли у вас трудности с мотором либо нет. В случае подмены ремня ГРМ принято (нужно) менять ролики (обводной и натяжной), которые нужны для правильной работы жизненно-важных систем агрегата. Некие модели автомобилей, обычно, японского происхождения, заместо ремня имеют цепь, которая делает ту же роль что и ремень. Преимущество таких цепей в том, что их срок службы составляет порядка — 200-250 тыс. км., не считая того случаи с обрывом цепи достаточно редки.

Замена ремня ГРМ с использованием неоригинальных (аналоговых) запчастей

Как мы уже гласили, после того как машина снимается с гарантийного обслуживания, многие автомобилисты начинают брать не уникальные запчасти, с целью экономии. Ни для кого не тайна, что цена обслуживания у дилеров на порядок выше, не говоря уже о цены уникальных запчастей.

Брать аналоги либо не уникальные запчасти достаточно рискованно, т. к. никто не может дать для вас гарантии, что покупка будет служить для вас длительно и не станет предпосылкой большой поломки. Как и в каких критериях выполнялась эта деталь никому непонятно, потому случиться с ней может все что угодно. Если же вы все-же решили устанавливать аналог уточните, что за компания выпускает этот ремень и какой срок эксплуатации этого ремня. После 10-15 тыс. км. пробега проверьте состояние ремня, удостоверьтесь, что на нем нет трещинок, растяжек, шероховатости, которая также является предвестником скорого выхода из строя.

Откажитесь от покупки ремня ГРМ, изготовитель которого неизвестен, в таком случае вы и совсем играете в «рулетку». Идеальнее всего посоветоваться со спецами, они наверное знают, что лучше для вашего автомобиля.

Осознать почему заглох движок достаточно трудно, порою причина кроется конкретно в ремне ГРМ. Но, если после того как машина заглохла, вы не сможете завести движок, то возможность того, что причина кроется конкретно в ремне достаточно велика. Ну если, естественно, у вас не завершилось горючее либо обыденно разрядился АКБ. Чтоб осознать причастен ли ремень ГРМ к тому, что ДВС не заводится либо нет, довольно открыть капот и поглядеть на целостность ремня, если ремень укрыт под кожухом, то вероятнее всего придется вызывать спеца, так как навряд ли для вас понятно, как в дорожных критериях снять защитный кожух.

Если произошел обрыв ремня ГРМ, вызовите эвакуатор и сразу отчаливайте на 100. Почему не буксир? Так как непонятно, как серьезны повреждения и как скажется на состоянии мотора вашего авто буксировка.

менять, ремень

Определение необходимости замены цепи ГРМ

При приближении необходимости подмены цепи она значительно удлиняется. Разрыв расходника происходит очень изредка. В особенности это касается двухрядных цепей. Найти наличие удлинения можно замерив расходник. Он окажется существенно длиннее нового изделия.

При растяжении цепи убрать ее удлинение пробует натяжитель. Он может быть как ручным, так и автоматическим. По выходу его поршня определяется растяжение цепи.

Выявить растяжение цепи можно оттянув ее на шестерни распредвала. Если она приподнимается на сантиметр либо более, другими словами риск перескакивания зубцов и таковой расходник подлежит замене.

При растяжении цепи ГРМ возникает ряд наружных симптомов необходимости подмены. Со стороны привода ГРМ исходит железный стук. Более приметен он на прохладном моторе после пуска. При более сильном износе цепи происходит сдвиг фаз ГРМ. Движок теряет мощность, расход горючего возрастает, а обороты становятся не размеренными.

Современные авто владеют системой самодиагностики, получающей информацию с датчиков. Симптомом необходимости подмены цепи является наличие ошибок в работе датчиков коленвала и распредвала. Проконтролировать наличие заморочек можно при помощи диагностического сканера.

Для исключения ошибок конкретно детекторов рекомендуется снять осциллограммы работы ГРМ. Считав их можно узреть очевидные симптомы необходимости подмены цепи газораспределительного механизма.

Срок службы ремням ГРМ

Как нередко изменяется ремень ГРМ впрямую находится в зависимости от модели агрегата и автомобиля, на который он установлен. Посреди машин экономного класса замена по регламенту требуется при достижении 60-80 тыщ км. В более дорогих авто ремень служит подольше. Его смена будет нужно при достижении 100-120 тыс. км. В премиальных машинах ременная передача не просит к для себя внимания до 150 тыс. км.

В российских критериях эксплуатации силовая установка нередко испытывает перенагрузки. Это сказывается и на сроке службы ремня в приводе ГРМ. Бывалые автолюбители советуют сокращать интервал подмены расходника относительно рекомендованного производителем. Более тщательно информация о необходимости подмены ремня представлена в таблице ниже.

Пробег, при котором требуется замена цепи газораспределительного механизма

Цепь имеет больший срок службы по сопоставлению с ремнем. Интервал от подмены до подмены находится в зависимости от конструкции расходника, модели мотора и класса автомобиля. Так в экономном секторе встречаются однорядные цепи со сроком службы сравнимым с ремнем. Необходимость их подмены наступает при пробеге 60-100 тыс. км.

В среднем секторе автомобилей используются как однорядные, так и двухрядные цепи. 1-ые владеют ресурсом в 150-250 тыс. км. Двухрядные цепи имеют еще больший ресурс. Их замена требуется при пробеге в 200-350 тыс. км.

Отлично зарекомендовал себя цепной привод ГРМ у японских автомобилей. Замена расходника обычно требуется при пробеге 350-400 тыс. км. В германских машинах внимание приводу ГРМ не требуется до 400-450 тыс. км.

Большим ресурсом владеют цепи ГРМ премиальных автомобилей. У неких машин часто цепи без заморочек служат 500-750 тыс. км.

Симптомы необходимости замены ремня

В процессе использования автомобиля возникает ряд симптомов, дающие осознать, что пора поменять ремень ГРМ. Обычно они возникают, если автолюбитель не произвел сервис привода газораспределительного механизма впору, или расходник обладает низким качеством.

Основным симптомом необходимости подмены ремня является наличие всех изъянов на его поверхности. Более нередко они появляются в виде трещинок, разлохмачивания либо надрывов. Выявить перечисленные недостатки можно во время зрительного осмотра.

Читайте также:  Как Поменять Ремень Генератора На Ситроен С4

Когда менять цепь и ремень ГРМ

В процессе использования автомобиля обладателю очень принципиально знать при каком пробеге изменяется ремень либо цепь ГРМ. От соблюдения интервалов технического обслуживания привода газораспределительного механизма зависит работоспособность силовой установки.

Связано это с тем, что изношенные ремень либо цепь могут оборваться, что на многих машинах ведет к суровым повреждениям мотора. Обойтись в таком случае подменой расходников не получится, потому что убрать последствия можно только при помощи полгого ремонта мотора. Потому принципиально соблюдать регламент подмены ремня либо цепи и для проведения обслуживания получать только высококачественные изделия.

Рекомендации по замене

Ремень делается из резины, которая подвергается естественному старению даже без эксплуатации. Потому при приобретении ремня принципиально направить внимание на то, сколько прошло времени с момента выпуска. Бывалые автолюбители не советуют получать изделия, которые пролежали на складе более года. Срок годности цепи не настолько находится в зависимости от даты выпуска. При ее приобретении принципиально направить внимание на отсутствие следов коррозии и загрязнений. В неприятном случае ресурс расходника значительно сократится.

На интервал подмены оказывает прямое воздействие износ и общий срок службы агрегата. На старенькых авто ГРМ делает огромную нагрузку на привод. Это сказывается на понижении ресурса ремня либо цепи.

На строгость соблюдения интервалов подмены ремня либо цепи оказывают влияние последствия их обрыва. Конструкция части моторов позволяет безболезненно пережить данный инцидент. На других же движках это ведет к столкновению поршней с клапанами, что вызывает суровые повреждения силовой установки.

Что такое ГРМ ремень

Очевидно, подавляющая часть автомобилистов в курсе, что есть ремень ГРМ в машине, для каких целей он нужен и как звучит расшифровка аббревиатуры. Если вы ещё не ознакомлены в этом вопросе, это упущение необходимо немедля поправить, залатав брешь в базе познаний хоть какого водителя. Знать, что такое ремень ГРМ в автомобиле и сроки его подмены – обязанность каждого обладателя ТС.

ГРМ – это газораспределительный механизм, являющийся устройством ДВС, чьё назначение в управлении подачей воздушно-топливной консистенции, причём процедура дозирования производится в определённые промежутки времени.

Ремень же, сделанный из высококачественной армированной резины, является частью газораспределительной конструкции. Ему отведена принципиальная роль по обеспечению синхронной работы коленчатого и распределительного валов. Так, ремень ГРМ, обуславливает движение компонент механизма и является конкретным участником в процедуре подачи горючего и выхода товаров сгорания.

Слаженным функционированием деталей механизма обоснована и лучшая работа агрегата автомобиля. Состояние приспособления влияет на исправность всего механизма, и его замена строго регламентирована автоконцерном, описание прилагается в аннотации по эксплуатации тс.

Если в период гарантийного обслуживания авто можно не переживать о качестве ремня ГРМ, тем паче что производитель ставит необычную деталь, то в предстоящем при её покупке на смену нужно быть в особенности внимательным и не стараться сберечь, приобретая низкокачественное изделие, ведь от этого зависит функционирование мотора.

На ремне ГРМ имеются обозначения, разглядим примеры перевода расшифровки:

  • 136-25.4 HNBR, где 136 – количество зубьев, 25.4 – ширина ремня, а HNBR – это материал, из которого сделана деталь. Эта модель изготовлена из теплостойкого каучука, владеющего устойчивостью к воздействию озона и хим веществ, в составе также различные уровни акрилонитрила;
  • ISO-58111x 1-ые числа (58) указывают на серию зубьев, последующие три – их количество (111), последнее значение (19) гласит о ширине изделия в миллиметрах;
  • 58127х3/4 HSN. 1-ые числа также являются номером серии, следующие означают количество зубьев, 3/4 – ширина в дюймах (19 мм). Маркировка HSN расшифровывается как высоконасыщенный нитрил, современный материал ремня, отличающийся особенной прочностью.

К замене ремня газораспределения нужно подходить со всей ответственностью, так как, игнорируя необходимость процедуры, можно навлечь на собственный автомобиль ряд заморочек и о качестве приобретения необходимо позаботиться сначала. Очень принципиально, чтоб ремень был необычным, потому повышенное внимание необходимо уделить производителю.

На неких японских моделях машин систему ГРМ приводит в движение цепь. Если так, то беспокоиться о том, что может быть пропущен срок подмены незачем, цепь изменяется спустя 200 000-250 000 км пробега. Ну а обычный ремень ГРМ в большинстве случаев заменяется при каждом плановом техобслуживании.

Когда необходимо менять ремень ГРМ на автомобиле

Своевременное сервис автомобиля является залогом безопасности на дороге. Нередко предпосылкой ДТП становится конкретно неисправность систем, обеспечивающих передвижение, потому от свойства ухода за машиной зависят жизнь и здоровье водителя, пассажиров, также других участников движения. Расходные материалы и комплектующие имеют собственный срок службы, их замена спустя определённый пробег – неотклонимая процедура, которую автомобилист может делать как своими руками, так и с привлечением служащих сервиса. Для обеспечения исправной работы систем вместе с маслами и фильтрами принципиально также смотреть за пригодностью ремней и впору поменять их.

Найти, когда пришла пора смены ремня ГРМ, в отличие от ремня генератора, который просто оценить зрительно, не так и просто, в особенности если он спрятан под защитным кожухом. Замена производится зависимо от степени износа, пробега машины и конструктивных особенностей мотора. Данный элемент газораспределительного механизма, о которой и пойдёт речь дальше, часто подвержена нагрузкам в процессе использования и играет самую важную роль в работе клапанов мотора, потому если пропустить срок подмены детали, заморочек не миновать. В неких случаях может даже потребоваться полный ремонт мотора, что во много раз дороже и труднее своевременной подмены ремня.

Как самостоятельно определить, что ремень пора менять

Как было сказано выше, износиться деталь может еще ранее срока. В особенности следует быть внимательным при покупке авто с пробегом. Найти износ ремня автомобилист способен и без помощи других, при всем этом зависимо от конструкции осмотр может быть неосуществим без внедрения особых инструментов. С учётом того, что деталь изнашивается всегда в разной степени, третировать оценкой его состояния, даже если время предполагаемой подмены ещё не пришло, не стоит.

Ряд свидетельств износа, предвещающих подмену:

  • трещинкы либо остальные недостатки на внутренней и наружной стороне изделия;
  • продольные срезы по длине детали;
  • изношенные зубья;
  • сильное загрязнение расходника;
  • утечка масла, попадание на изделие;
  • обрыв ремня – критичный случай.

К вопросу, как проверить ремень ГРМ следует подходить исходя из особенностей механизма. Перечисленные выше признаки износа можно увидеть зрительно, но в большинстве случаев для этого необходимо демонтировать защитный кожух детали. Некие марки авто предполагают для этого «вывешивание» мотора. Диагностику следует проводить совершенно точно, если увидены признаки, намекающие на износ, это такие перебои в работе сердца автомобиля:

  • детонация агрегата;
  • пропуски воспламенения в цилиндрах;
  • неровный холостой ход.

Исследование средством компьютерной диагностики способно точно выявить эти признаки. Очень действенна проверка угла зажигания на заведённом моторе (в норме отличия до 5 градусов), на холостом же ходу значительно изменяться он не должен.

Выполнение подмены ремня ГРМ просит определённых способностей и соответственного инвентаря. Нередко при монтаже требуется отрегулировать угол опережения зажигания. Многие системы управления заблокируют запуск мотора при неверном угле с целью предотвращения разрушения механизма.

Через сколько тысяч километров нужно менять

Предсказать точно длительность жизни ремня ГРМ нереально, в особенности если он уже изменялся, и была установлена неоригинальная деталь механизма. Ставить неоригинальную деталь вообщем достаточно рискованное занятие, которое может привести к противным последствиям для механизма и мотора в целом.

Выясняя периодичность подмены, следует также брать во внимание условия эксплуатации автомобиля. На срок службы ремня ГРМ оказывает влияние ряд причин. Не считая того, что деталь повсевременно подвергается динамическим нагрузкам, неблагоприятное воздействие оказывают перепады температур в подкапотном пространстве, контакт со случайными предметами, попадание жидкостей, загрязнений и пр. Ускорить износ способны также повреждения и неправильная работа других частей газораспределительного механизма.

Когда поменять ремень ГРМ можно выяснить из технической документации к тс, так как для определенной марки машины периодичность подмены может отличаться в силу конструктивных особенностей, также материала самого изделия. В среднем необходимо поменять ремень ГРМ спустя 50 000 км пробега авто и какой бы пробег не был указан производителем, нужно учесть, что имеются в виду безупречные условия эксплуатации. Так что если в документации заявлена цифра в 120 000 км, то её можно смело понизить на 30-40 000 км.

Для нового автомобиля российского создание обычно деталь подлежит замене через 60 000 км пробега, для ввезенного авто через 70-80 000 км. Если на машине ремень ГРМ уже изменялся, сроки сокращаются до 50 000 и 60-70 000 км соответственно.

Когда автомобиль приобретался с рук, вообщем не ясно, через сколько км нужна замена, стоит заводская деталь либо предшествующий обладатель уже менял её. К тому же непонятно, как и в каких критериях эксплуатировалось авто. Если нет способности уточнить эти моменты, с учётом пробега меняют ремень (если не изменялся) сразу. Когда деталь уже заменялась, с нею можно проездить около 30 000 км для российского автомобиля либо 50 000 для ввезенного.

В зимний период многие автомобилисты прогревают машину до поездки, тогда движок и соответственно ремень работают вхолостую, ну а так как транспорт стоит, спидометр также не ведёт счёт км. Данный факт также следует учесть и менять ремень не чётко в установленный срок, а по происшествиям. Важную роль играет и конструкция мотора. Если модель подразумевает два распределительных вала, нагрузок на деталь больше, соответственно и степень износа будет выше.

Вместе с работами по смене ремня ГРМ меняют и ролики-натяжители, если нет желания инспектировать, заклинит механизм, порвётся ли новый ремень или на этот раз пронесёт. Ролик-натяжитель предназначен для удержания ремня в натянутом определённым образом положении. Подлежат замене уплотнители и сальники, которые препятствуют протеканию смазки. Поменять необходимо и помпу (водяной насос), так как её ресурс также приблизительно совпадает со сроком службы ремня. Все обнаруженные утечки нужно непременно убрать при замене детали.

Последствия обрыва ремня ГРМ

Для корректной работы мотора принципиальна исправность всех его составляющих, включая составляющие газораспределительного механизма. Расходники, к коим относится и ремень ГРМ, подлежат неотклонимой замене при выполнении повторяющегося обслуживания авто. Порыв элемента – это критичный случай, спровоцированный несвоевременной подменой и влекущий последствия различного характера. Часто автолюбители задаются вопросом, что будет, если порвётся ремень ГРМ, как серьёзным может быть игнорирование контроля состояния детали и как совладать с неувязкой. Для ответа на этот вопрос принципиально найти, строение механизма газораспределения в определенной модели авто.

По сути масштабы проблем, которые может повлечь за собой лопнувший ремень ГРМ, зависят от конструктивных особенностей агрегата. Более грустен финал в случае нахождения поршней с клапанами в одном блоке, так как данные элементы при таковой конструкции не встречаются только благодаря ремню. Когда ремень порван, синхронная работа деталей механизма нарушается, как следствие клапаны загибает поршнями. Не считая того, вероятны повреждения распределительного вала, поршня и стен цилиндров. При большой удаче этого не произойдёт, если обрыв случился как раз когда элементы находились на наивысшем удалении друг от друга.

Последняя степень износа, когда ремни рвутся, не непременно провоцирует капремонт мотора. Другой вариант выполнения мотора не предполагает встречи клапана и поршня при обрыве. Цилиндры в таких конструкциях имеют больше места, по этому элементы работают, не взаимодействуя. Реализация данного типа мотора позволяет не бояться повреждения других частей механизма. При всем этом независимо от того, гнёт ли клапана при обрыве ремня, нужна срочная замена детали. Несвоевременное выполнение процедуры по замене ремня ГРМ может повлечь за собой последующие проблемы:

  • повреждение цилиндров, всех деталей мотора, отказ запуска;
  • мощная деформация ГРМ, непригодность к ремонту;
  • загибание отдельных либо всех клапанов;
  • повреждение подшипников распредвала;
  • деформация поршней, заклинивание поршневой группы.

Сказать точно, к какому конкретно финалу приведёт обрыв ремня ГРМ нереально, так как основной финал ситуации зависят от оборотов, также определенной модели автомобиля. В неких случаях довольно будет просто поменять ремень и натяжитель, в других же встанет вопрос о замене всех частей агрегата.

Читайте также:  Renault Logan не горят стоп сигналы

Во избежание заморочек с движком часто смотреть за состоянием ремня ГРМ, также вовремя делать его подмену нужно непременно. Выполнить проверку можно своими силами либо на 100. В любом случае даже услуги сервиса по диагностике и монтажу детали не так обойдутся по цены, как устранение последствий критичного износа.

Замена ремня ГРМ своими руками

Процедура установки новых частей системы ГРМ сложна, потому многие автолюбители приезжают с приобретенным ремкомплектом в 100. Можно поменять в домашних критериях, если есть возможность вывесить движок машины.

Признаки износа

Самым надежным способом определения степени износа резинового расходника является осмотр детали. В особенности пристально необходимо проверить зубчики: элементы зацепления стираются первыми. На резине не должно быть трещинок, сильных потертостей, затвердевших участков и других повреждений. О последней степени поломки говорит холостая работа стартера. Если приводной элемент порвался, завести машину не получится.

Какой комплект ГРМ лучше поставить на «Весту»

Предпочтение отдается оригиналам – ремкомплектам ГРМ с логотипом «АвтоВАЗ» (artikul 21126100604086 – для 16-клапанного мотора). В случае невозможности их приобретения, приобретают аналог:

  • CONTITECH CT1137K1;
  • INA 530053610;
  • Gates K015631XS;
  • Luzar LWP0128.

Как выставить метки ГРМ

На «Весте» с движком 1,6 л есть 2 метки, которые непременно должны совпасть:

  • на зубчатом колесе и усике задней крышки ГРМ;
  • в прорези смотрового окошка, размещенного сверху кожуха сцепления.

После выставления меток нужно совершить 2 оборота коленвалом, чтоб удостовериться, что совпали не только лишь метки, да и такты вращения валов. Потому что за один оборот распредвала коленчатый вал делает 2 вращения, может получиться, что при совпавших метках такт сжатия сопровождается открытым клапаном, что дестабилизирует работу мотора.

Установка меток ГРМ. Источник

На движке 21179 установочная метка находится на натяжителе. Метки распредвалов находятся с оборотной стороны ГБЦ, чтоб их отыскать, нужно:

  • на выпускном валу снять резиновую заглушку с оборотной стороны ГБЦ;
  • на впускном снять ресивер и клапанную крышку, потом вынуть пластиковую перегородку и резиновую заглушку, закрывающие торец распредвала.

Стоимость ремонтного комплекта ГРМ

Уникальный ремкомплект для 16-клапанного мотора «Весты» стоит от 3000 рублей. Раздельно уникальный ремень ГРМ (артикул 21126100604000) обойдется в 1700 рублей. АвтоВАЗ предлагает усиленный вариант за 1900 руб.

Замена сцепи. Источник

Вкупе с деталями газораспределительного механизма обладатели 16-клапанной «Весты» нередко меняют водяной насос. Рекомендуется поменять помпу через каждые 100 тыщ км пробега, потому установку нового насоса объединяют с подменой приводного элемента ГРМ. Помпа с логотипом «АвтоВАЗ» (artikul 21126130701082) стоит 1100 рублей, Luzar (LWP 01274) – от 950 руб., Pilenga – 650 рублей.

Меняем ремень ГРМ на «Ладе Весте» своими руками

Процедура установки новых частей системы ГРМ сложна, потому многие автолюбители приезжают с приобретенным ремкомплектом в 100. Можно поменять в домашних критериях, если есть возможность вывесить движок машины.

Одним из пт ТО является замена ГРМ на «Ладе Весте». Это непростая работа, так как доступ к узлу затруднен. Выставлять и натягивать новый расходник необходимо максимально аккуратненько, по другому износ резины произойдет стремительно. Потому большая часть хозяев предпочитает доверить переустановку автосервисам.

При каком пробеге меняется ремень ГРМ на различных моделях авто

Знать, после какого пробега изменяется ремень ГРМ очень принципиально. Этот механизм в ГРС механизме делает главнейшие функции, обеспечивает надежность соединения обоих валов меж собой, играет конкретную роль в функционировании клапанов «сердца» автомобиля – его мотора. Если «прошляпить» время подмены ремня ГРМ, это приведет к его обрыву и другим неизбежным дилеммам. Узнаем из статьи, после скольких км следует поменять ремень по сути.

Надежное функционирование ремня – основа основ

Поточнее функцию ремня ГРМ можно найти, как способность крутить распредвал с определенной скоростью, непременно эквивалентной половине быстроты вращения коленвала.

Когда нужно менять ремень ГРМ? Интервалы обслуживания и замены

Долговечность ремня принципиальна во всех ДВС, но в особенности на тех, где поршнево-клапанная группа размещена в едином моноблоке. Выходит, что поршни и клапаны тут делят одно и тоже место, а ремень, как качественный регулировщик, не допускает их встречи вместе.

Примечание. Когда ремень ГРМ обрывается, поршни бьются об клапана, что приводит к их деформации. И здесь только одно: основательный, полный ремонт силовой установки, что по деньгам выходит для многих затратно.

Жутко, если автомобиль, это современная иномарка с единым поршнево-клапанным расположением мотора. Ремонт такового агрегата будет стоить огромные средства. По этой причине обладателям таких машин нужно быть настороже сначала.

Периодичность подмены – она зависит даже от определенной марки автомашины. В техдокументации на автомобиль каждый производитель верно показывает, когда следует менять ремень ГРМ. Но не все так просто.

Фактически 80-90 процентов мастеров, работающих в 100, произнесут для вас, что поменять ремни нужно через каждые 60 тыс. км пробега тс. Если найти пробег трудно, следует провести кропотливый зрительный осмотр. Задачка – найти степень износа. Если на ремне огромное количество микротрещин и разлахмоченностей, то настало время его подмены.

Производители иномарок в техдокументации на автомобиль указывают срок подмены после 90 либо даже 120 тыс. км пробега тс. Так ли это в реальности?

Непременно, если б машина повсевременно ездила по максимально ровным и безупречным шоссейным дорогам, без одного сантиметра неровностей, таковой срок был бы применим. Но на практике такое можно узреть исключительно в кино. А если учесть, что машина будет эксплуатироваться на русских дорогах, то здесь вообщем, нужно уменьшить ресурс ремня наполовину.

Невзирая на прочностные свойства ремня ГРМ (как понятно, он сделан из резины, но упрочнен тонкими металлическими прутками), он нередко рвется. Предпосылкой нередко становится его ослабление. Другими словами, ремень слабеет в процессе эксплуатации и неоднократных нагрузок ударного типа, но продолжает работать. Первыми признаками износа в этом случае станет отрицательная реакция агрегата. Он начнет работать шумнее, завод станет намного ужаснее.

Сразу с подменой ремня ГРМ все автопроизводители советуют провести смену ролика-натяжителя, помпы и других частей, функционирующих в тандеме с ремнем. Износ этих самых деталей найти на глаз очень трудно, потому лучше наметить определенный срок их подмены.

Внимание. Есть изделия с усиленным железным кордом. Такие ремни желательнее получать, потому что они прослужат практически на третья часть больше срока обыденных ремней ГРМ. Правда, стоят они тоже дороже, и здесь каждый пусть решит сам.

Priora

Когда приходит пора поменять приоровский ремень ГРМ? Как и на других автомобилях, на Priora ремень-кольцо ГРМ являет собой гибкую связку, управляющую газо рассредотачиванием в ДВС. Чтоб вычислить срок подмены, выяснят пробег автомобиля в км, особенности эксплуатации детали, основываются принципами его работы.

Priora – автомобиль особый. В принципе, так можно сказать фактически про каждую марку авто, выделяя, тем, ее соответствующие особенности.

Итак, Priora относится к автомашинам, снаряженным DOHC-моторами. Другими словами, такие движки имеют два распредвала, любой из которых отвечает за отдельные клапанные ряды. Еще одна особенность: привод в действие клапанов осуществляется с помощью толкателей, что расценивается профессионалами как преимущество, потому что становится лучше отдача мощности.

Ремень-кольцо ГРМ Priora — изделие, приобретенное из резинового материала. Он имеет зубцы по собственному внутреннему краю.

Примечание. Всегда на ободе ремня должна указываться подходящая информация, касающаяся типа ДВС (подходящий по характеристикам), обозначение по числу зубьев (бывает 137) и данные по ширине (22 мм).

менять, ремень

Выбирая ремень на Priora, нужно всегда инспектировать изделие на качество своими руками. Полезно сделать так: сжать внешную поверхность ремня и проверить, не имеются ли на нем продольно-поперечных трещинок либо расслаиваний.

Механизм работы элемента основывается на прохождении резинового кольца через ролик-натяжитель, коленвальный шкив, колесико насоса ОЖ, звездочки распредвалов и ролика-направителя. Другими словами, ремень-кольцо связывает все данные механизмы, обеспечивая их слаженную работу. Необходимо знать, что штатно на Priora ставится ремень конторы Гейтс модели Кит. Такое изделие предполагает работу с роликами из пластмассы, не отличающимися надежным качеством. «Приористы» со стажем советуют подменять элементы пораньше окончания срока их эксплуатации. По воззрению «АвтоВАЗ» поменять ремень ГРМ на Priora нужно после пробега в 200 тыс. км. Здесь и новичок усвоит, что это очень завышенный ресурс. Все же принято считать, что при непродолжительных заездах по городку и максимально ровным дорогам, не активной эксплуатации машины, ремень вкупе с другими элементами таковой срок осиливает.

Напротив, повторяющиеся выезды, в особенности за город, активная езда по дорогам различного свойства приметно понижает срок эксплуатации ремня ГРМ вкупе с другими элементами ГРС механизма.

Некие обладатели Приор часто меняют ремень уже после 40 тыс. км пробега. Другая часть – делает это после 60-тысячного пробега.

Вроде бы там ни было, каждый автолюбитель должен сам решить, через какой просвет времени приходит пора подмены. Осматривать ремень на износ нужно как можно почаще, и когда приходит примерное время подмены, промежутки меж очередными зрительными осмотрами нужно уменьшить.

Выше было написано, что первоочередным признаком износа ремня ГРМ является нехороший завод ДВС, но имеются также и другие симптомы.

  • Несвойственные шумы, идущие от мотора.
  • Сильные вибрации ДВС, ощущаемые в салоне.
  • Цвет выхлопа темный, модифицированный.

Пробег, как такой, не может считаться единственно верным аспектом, определяющим замену ремня ГРМ. Дело в том, что существует масса других факторов, влияющих на износ. Даже сравнительно малый пробег автомобиля не может гарантировать хорошее состояние ремня.

Внимание. Частенько ремень быстро изнашивается по причине пропускания смазочной жидкости через манжеты и сальники. Кроме того, из-за увеличившихся со временем щелей в кожухе на ремень попадает много грязи. Масло и грязь вместе быстрее довершают работу по износу резинового элемента.

Резина изделия при износе отслаивается от корда, грязе-пылевой состав дает сокрушительный эффект в виде абразивного воздействия. Чтобы исправить проблему, следует свести на нет первоисточники протечки смазки и тщательно осмотреть сам элемент.

Примечание. Загрязнения небольшого типа легко удаляются ветошью или специальной обтирочной бумагой. Если они с разрывами и на больших участках изделия, то лучше ремень сразу заменить на новый.

Как и говорилось выше, своевременная замена спасет владельца автомобиля от больших финансовых затрат. Тоже самое можно сказать и про приоровский мотор, поршнево-клапанная группа которого не обладает выемками, как на «десятке». На таком моторе при обрыве ремня встреча поршней с клапанами неизбежна.

Хотелось бы добавить немного про визуальную диагностику. Если автомашина «застучала» по дороге, как проверить ремень? Для владельцев Приор сделать это не составит большого труда, ведь достаточно открыть крышку-защиту и посмотреть. С другой стороны, на Priora нет датчиков-извещателей поломки, дающих сигнал прямо в салон автомобиля, как у иномарок.

Kalina

Kalina 1 поколения выпускалась чуть более восьми лет с 2004 по 2013 гг. Комплектовалась отечественная машина, как 8-клапанным ДВС на 1.6-литров, так и 16клапанными агрегатами на 1.4/1.6 литров. С половины года 2013 стали выпускаться Kalina нового поколения.

Итак, при обрыве ремня ГРМ на 8-клапанный агрегатах встречи клапанов с поршнями не происходит. Напротив, у 16-клапанный ДВС такая же история, как и у приоровских моторов. У Калин с шестнадцатиклапанновыми двигателями даже хуже: ломает поршень, загибается юбка.

Соответственно с этим, когда приходит пора обновления ремня-кольца ГРМ, владельцам Калин с «16-клапанником» надо действовать согласно мануалу по ТО именно данного авто, гласящем о замене через каждые 75 тыс. км пробега. И безусловно, не забывать о плохих дорогах, активной езде, пропускании масла – одним словом, обо всем том, что заметно снижает ресурс изделия.

Также не стоит забывать о других элементах ГРС механизма, непосредственно влияющих на работе ремня. Например, помпу или ролик, которые независимо от количества отработанных ими км, надо менять всегда вместе с ремнем.

Читайте также:  Не работает подогрев водительского сиденья Volkswagen Polo

Как показала практика эксплуатации, ресурс функционирования роликов-натяжителей на Kalina не превышает 80 тыс. км пути, а помп – 120 тыс. км.

Это соответственно означает, что на Kalina рациональнее сделать так: первый раз заменить ремень и ролик после 50-тысячного пробега, а затем повторно – менять ремень, ролик и помпу каждые 120 тыс. км пути. Кстати, этого мнения придерживается и большая часть опытных владельцев данного автомобиля.

Что нам удалось выяснить, касательно замены ремня ГРМ? От пробега автомобиля, конечно же, зависит многое. Но не менее важно обращать внимание на частоту и длительность поездок по плохим дорогам, состояние манжет и сальников, ролика и помпы.

менять, ремень

Владельцам автомобилей с 16-клапанным ДВС надо быть всегда начеку, так как обрыв ремня в их случае принесет больше неприятностей, чем для владельцев авто с 8-клапанными силовыми агрегатами.

В конце статьи приведены содержательные таблицы, в которых указан срок службы ремня в зависимости от пробега по некоторым маркам иномарок. Надеемся на то, что информация даст много пользы.

Через сколько километров нужно менять ремень ГРМ на Renault Logan

Хорошая производственная база, использование качественного материала позволяют изготовить зубчатые ремни с длительным сроком эксплуатации. Однако, производители рекомендуют производить их замену через определённый пробег. Несоблюдение этих рекомендаций может привести к значительным поломкам силового агрегата автомобиля. Поэтому многим владельцам этой модели машины будет полезно узнать о том, через сколько километров нужно менять ремень ГРМ на Renault Logan.

О газораспределительном механизме

Суть работы двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что в определённый момент горючая смесь подаётся в камеру сгорания, сжимается, воспламеняется, поршень двигается вниз, поворачивая коленвал, при движении поршня вверх выводятся из камеры отработанные газы. Всеми этими процессами управляет газораспределительный механизм двигателя.

  • Один или два распредвала, которые расположены в ГБЦ.
  • Впускные, выпускные клапаны. Они установлены в чугунные направляющие втулки, которые запрессованы в ГБЦ.
  • Клапанные пружины, которые возвращают клапан в исходное положение.
  • Каждый клапан приводится в движение распредвалом через шайбы, которые для установки теплового зазора подбираются индивидуально для каждого клапана. На современных моделях моторов устанавливают гидрокомпенсаторы, которые без вмешательства водителя самостоятельно устанавливают нужный зазор между клапаном и распредвалом.
  • Привод механизма ГРМ. Распредвал получает вращение от коленвала через зубчатый ремень, натяжной, отводной ролики. Одновременно через ремень получает вращение насос в системе охлаждения двигателя.

Владельцам следует учитывать, что на моторах с 16 клапанами ремень нагружен больше, так как вращает деталей в два раза больше, чем на 8 клапанном движке. Использование в приводе ГРМ зубчатого ремня позволило уменьшить массу силового агрегата. Длина двигателя стала короче, что позволяет без особых проблем устанавливать двигатель поперечно в моторном отсеке. Шумность работающего мотора значительно меньше против работы силового агрегата с металлической цепью в приводе ГРМ. Затраты на техническое обслуживание привода ГРМ с ремнём стали меньше, работу выполнять стало проще. «Ходимость» ремня довольно высокая, но требуется неукоснительное выполнение рекомендаций производителей мотора.

Сроки производителя

Каждый автомобиль имеет инструкцию по ремонту и обслуживанию от производителя. В ней производитель детально расписывает сроки проведения того или иного технического обслуживания, в том числе указан пробег. При котором необходимо выполнить замену ремня в приводе ГРМ. В зависимости от типа силового агрегата он может находиться в пределах от 60 до 100 тыс. км пробега.

Эта величина пробега может быть скорректирована владельцем в случае:

  • Эксплуатация автомобиля в тяжёлых условиях.
  • Неудовлетворительное техническое состояние мотора.
  • Появление трещин, отслоение резины на теле ремня.

В таких случаях пробег снижают до 40–50 тыс. км пробега. Если автомобиль эксплуатируется не очень интенсивно, замену ремня следует выполнить через четыре года его эксплуатации. Чтобы избежать печальных последствий при выходе привода ГРМ из строя, при каждом обслуживании следует обращать внимание на техническое состояние привода. Особенно губительно для привода попадание технических жидкостей в зону работы ремня, особенно моторного масла. Если такие проблемы замечены, их немедленно устраняют. Одновременно с распредвалом ремень вращает насос в системе охлаждения двигателя. Когда ресурс помпы выработан, она может заклинить, это приводит к срезанию зубьев ремня в приводе механизма ГРМ.

Что может произойти, если не поменять ремень вовремя

Каждый водитель должен знать особенности эксплуатации силового агрегата своего транспортного средства. Это в полной мере касается привода ГРМ мотора.

Игнорирование требований по обслуживанию двигателя может привести к серьёзным поломкам мотора, это потребует дополнительных финансовых и материальных затрат по их устранению. Правильное обслуживание позволяет отработать положенный приводу ресурс без проблем. Степень повреждения деталей мотора из-за выхода из строя ремня зависит от типа мотора, прежде всего от конструкции головки блока цилиндров.

Для получения высоких показателей двигателя требуется улучшить наполняемость камеры сгорания рабочей смесью и своевременный отвод выхлопных газов. Для этого на каждый цилиндр устанавливают четыре клапана, по два на впускном и выпускном трактах (К4М). Работа мотора на высокооктановом топливе требует увеличения степени сжатия. Это достигается уменьшением объёма камеры сгорания. При повреждении зубчатого ремня клапана зависают в неподвижном положении, поршня продолжают движение в верхнюю мёртвую точку.

В таком случае происходит «встреча» поршней с клапанами, они получают изгиб, возможно получение повреждений поршней, шатунов. Ремонтники приводят много примеров, когда капитальному ремонту после такой «встречи» подвергали ГБЦ целиком. У моторов Renault Logan, у которых в головке восемь клапанов, такие повреждения также случаются. Это двигатели K7J, K7M.

Отзывы автомобилистов о сроках замены

Приобрёл Renault Logan в марте 2017 года в салоне. Машину брал для работы в такси. Спецы обслуживали автомобиль только в гарантийный период, в дальнейшем работы по техническому обслуживанию выполнял самостоятельно. При пробеге 55 тыс. км решил поменять привод механизма ГРМ. Сам выполнять работу не рискнул, доверил специалистам. Осмотр демонтированных деталей привода показал, что их состояние удовлетворительное, а вот насос охлаждающей жидкости имеет небольшой люфт. Поменял его одновременно с антифризом, пока претензий к работе мотора не имею.

Эксплуатирую служебный Renault Logan 2016 года выпуска. Пробег машины более 130 тыс. км. Месяц назад была замечена утечка антифриза из помпы. Механик купил ремень, ролик, помпу, антифриз для замены. Менял самостоятельно с помощником. Времени было достаточно, спешить не надо, поэтому работу выполняли качественно. Снятые детали были подвергнуты ревизии. Кроме помпы проблем больше не обнаружили, состояние остальных деталей удовлетворительное.

Купил Renault Logan в 2018 году с пробегом 88 тыс. км. Предыдущий хозяин заверил, что при пробеге 55 тыс. км поменял все расходники в приводе ГРМ. Осмотр ремня показал, что имеются небольшие трещинки в его теле, поэтому решил его заменить. Работал с помощником в гараже. Ранее приходилось такую операцию выполнять на других машинах, поэтому проблем не возникло. Снятый ремень подтвердил мои опасения, мог порваться в любой момент.

Через сколько менять ремень ГРМ?

«Здравствуйте Сергей. У меня ВАЗ 2110, с 16 – ти клапанным двигателем. Недавно испугали, что при обрыве ремня ГРМ может погнуть клапана, тогда считай ремонт на приличную сумму выходит. У меня к вам вопрос – через сколько менять ремень ГРМ? Александр.»

Темя действительно интересная. Давайте вместе подумаем над ним…

Мы частично обсуждали этот вопрос в статье — ремень ГРМ или цепь. Почитайте интересно. Но сегодня речь пойдет именно о ГРМ.

Немного теории. Ремень ГРМ (или ремень ГазоРаспределительного Механизма), неотъемлемая часть звена между коленвалом и распределительным валом (валами у 16 клапанного двигателя). Коленвал вращаясь, по средствам это ремня вращает распределительный вал, который в определенной последовательности открывает или закрывает клапана. Тем самым обеспечивая впрыск топлива или выход отработанных газов. Он является «сухим» соединительным звеном в цепочке коленвал – распредвал. То есть он находится снаружи двигателя (обычно закрыт кожухом) и не смазывается моторным маслом, в отличие от цепи, которая находится внутри двигателя и смазывается моторным маслом. Это теория.

Вот небольшое видео которое показывает принцип работы.

Как становится понятно, на ремень действуют внушительные силы, он изнашивается. Поэтому время от времени его нужно менять. Если этого не сделать, то можно нарваться на серьезные проблемы. Ремень попросту порвется, в двигателе получится дисбаланс, есть шанс погнуть клапана. Хотя современные двигатели от этого застрахованы, они имеют ямки на поршнях двигателя.

И вот тут то возникает много вопросов, основной – через сколько его менять?

Скажу так – если у вас новая гарантийная машина, то вы даже и знать не будете, когда его меняют. Просто у вас все сменят по гарантии. Обычно это либо 40 – 50 000 для наших автомобилей. Или же 60 – 70 000 для импортных. НА моем, FORD FUSION ремень ГРМ проходил 150 000 километров.

Однако если у вас уже нет гарантии, и вы не знаете когда в последний раз он менялся (автомобиль покупался у другого хозяина). То вопрос звучит по-другому.

1) Постарался бы узнать у предыдущего хозяина, менялся ли вообще ремень ГРМ? Если да то примерно когда. Если пробег на нашем отечественном автомобиле уже со смененным ГРМ больше 30 000 километров, то нужно менять, на иномарке сменил бы через 50 – 60 000. Также если ремень не менялся нужно срочно менять, при условии что пробег автомобиля большой.

2) Где он менялся, на официальной станции или же у дяди «Васи» в гараже. Это тоже важно. Объясню почему. Если вы меняете у официалов, то они, как правило, ставят оригинальные запчасти, а соответственно он также будет оригинальным. Проходит достаточно долго (вспомнить даже мой FORD FUSION – оригинал проходил 150 000 километров). Опять же они дадут гарантию. Если вы меняли в гараже у дяди Васи, тут 50 на 50, могут поставить хороший ремень ГРМ, и он также будет ходить долго. Могут посоветовать другой — более дешевый, но вот только, сколько он ходить будет никто не знает. По аналогии скажу — что у нас на рабочей ВАЗ 2111 — летит каждые 10 000 километров, потому как ставят не понятно какие запчасти.

3) Даже если у купленного вами автомобиля сменен ремень ГРМ 10 – 15 000 километров назад. Он запросто может порваться, особенно это касается наших автомобилей, на иномарках все-таки ремни ходят дольше. Почему спросите вы? ДА потому что многие автомобилисты особенно зимой, прогревают двигатели на стоянках например, иногда прогрев двигателя доходит до 10 – 15 минут. Спидометр автомобиля стоит, а двигатель работает. Поэтому в наших широтах, со сложными дорожными условиями и нашими зимами, этот узел нужно менять чаще. Допустим, производитель заверяет, что проходит 60 000 километров, допустим на нашей LADA Priora. Смело делим пробег на два и получаем 30 000 километров, это похоже на правду. На иномарках также, только там производители заявляют 100 – 120 000 километров, тут можно делить не на два, а отнимать 30 – 40 %, то есть меняет примерно через 60 – 70 000 километров.

Думаю, понятен ход моих мыслей. Если у вас стоит оригинальный вариант, и производитель заявляет, что вы можете проехать 120 000 километров, лучше его поменять через 80 000 километров. Вам будет спокойнее. Спишите 40 000 на износ и зимние прогревы. Также помните, на ремне ГРМ экономить не стоит, особенно если у вас на поршнях нет «ямок» для случаев обрыва — тогда вы попадете на дорогостоящий ремонт. Покупайте только проверенные экземпляры, те которые ставит завод на свои автомобили. Думаю полностью раскрыл тему, читайте наш АВТОБЛОГ

(11 голосов, средний: 4,27 из 5)

VESKO-TRANS.RU 2021