VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Развал-схождение – что это такое?

Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс, и как от них зависит поведение машины на дороге?

Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).

Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.

  • У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
  • У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).

Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.

Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.

Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.

В 1955 году американский инженер Ли Hunter разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.

Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.

Давайте подробно рассмотрим все запасные части, напрямую воздействующие на УУК, после замены которых в срочном порядке требуется производить РС.

Шаровые опоры

Из-за естественного износа у детали стирается часть металла, образуется люфт. Под него водитель регулирует направление покрышек. После ремонта этот зазор нивелируется, соответственно, необходимо компенсировать разницу в градусах отклонения – провести РС.

Рулевой наконечник

Деталь позволяет регулировать схождение, с помощью завинчивания резьбы, поэтому ее состояние напрямую влияет на подвеску. Проверка РС обязательна. Требование предъявляется и к процедуре по демонтажу рейки.

Шарнир равных угловых скоростей не связан с расположением автопокрышек, поэтому напрямую на сход-развал не влияет. Но после его замены провести геометрию следует, потому что при ремонтных работах, чтобы демонтировать старый ШРУС и монтировать новый, требуется снять множество запчастей, в том числе шаровые опоры и рулевой наконечник.

Как часто делать «сход-развал»

Регулировать углы установки колёс следует при первых признаках неправильного развала или схождения, описанных выше. Рекомендуется проверять «сход-развал» и при сезонной смене шин, особенно если старый и новый комплекты отличаются размером и степенью износа.

Читайте также:  Бюджетный супермини Dacia Sandero назван автомобилем года

Также регулировка углов установки колёс обязательна, если:

  • автомобиль побывал в ДТП (особенно с повреждениями ходовой части);
  • был совершен наезд на препятствие с сильным ударом по колесу или ходовой части;
  • проводились технические работы по ремонту или замене элементов подвески и автошин.

Последний пункт заслуживает отдельного внимания. Регулировка УУК обязательна при замене многих элементов подвески, влияющих на её геометрию:

Необходимость регулировки УУК при замене амортизаторов и пружин не очевидна, и остаётся на усмотрение автовладельца. Но если речь идёт не о простом амортизаторе, а об амортизационной стойке в подвеске типа «МакФерсон», то регулировать развал и схождение нужно обязательно.

угол, установка, колесо, автомобиль, развал

Признаки нарушения: как понять, что пора отрегулировать развал-схождение колес

Любые неполадки в сфере рулевого управления требуют срочного посещения СТО, диагностики и выполнения регулировки схода-развала передних колес, если проблема не в чем-то другом.

Секреты подвескостроения У-У-К

Каждый раз, когда по тому или иному поводу речь заходит об углах установки колес, приходится слышать общепринятые фразы о том, что УУК призваны «компенсировать, снижать, повышать и улучшать». Обычно этим и ограничиваются. Если же предпринимаются попытки «копнуть глубже», а именно объяснить, почему колеса устанавливаются так, а не иначе, и каким образом достигается «снижение и повышение», чаще всего знания об этом предмете оказываются поверхностными, не совсем верными или неверными вовсе. Попробуем «повысить и улучшить» осведомленность в этой непростой, но очень интересной теме, заручившись поддержкой эксперта в области «подвескостроения» АЛЕКСАНДРА СОЛНЦЕВА, профессора, заместителя заведующего кафедрой «Автомобили» МАДИ (ГТУ). Как говорится, еще раз и поподробнее…

Экскурс в историю показывает, что мудреная установка колес применялась на различных средствах передвижения задолго до появления автомобиля. Вот несколько более или менее хорошо известных примеров.

Не секрет, что колеса некоторых карет и прочих колясок на конной тяге, предназначенных для «динамичной» езды, устанавливали с большим, хорошо заметным глазу положительным развалом. Делалось это для того, чтобы грязь, шматками летевшая с колес, не попадала в экипаж и на важных седоков, а разбрасывалась по сторонам.

Похоже, мастер, сработавший эту коляску, имел представление о положительном развале колес

У утилитарных повозок для неспешного передвижения все было с точностью до на­оборот. Так, дореволюционные руководства о том, как построить хорошую телегу, рекомендовали ставить колеса с отрицательным развалом. В этом случае при потере нагеля, стопорящего колесо, оно не сразу соскакивало с оси. У возницы было время, чтобы заметить повреждение «ходовой», чреватой особенно большими неприятностями при наличии в телеге нескольких десятков пудов муки и отсутствии домкрата.

В конструкции орудийных лафетов (опять-таки наоборот) иногда применялся положительный развал колес. Понятно, что не с целью уберечь пушку от грязи. Так прислуге было удобно накатывать орудие за колеса руками сбоку, не опасаясь отдавить ноги. А вот у арбы ее огромные колеса, которые помогали запросто перебираться через арыки, были наклонены в другую сторону – к повозке. Достигавшееся при этом увеличение колеи способствовало повышению устойчивости среднеазиатского «мобиля», отличавшегося высоким расположением центра тяжести.

Читайте также:  Почему Троит Двигатель Ваз 2109 Инжектор

Какое отношение эти исторические факты имеют к установке колес современных автомобилей? Да, в общем, никакого. Тем не менее они позволяют сделать полезный вывод. Видно, что установка колес (в частности, их развал) не подчинена какой-либо единой закономерности. При выборе этого параметра «производитель» в каждом конкретном случае руководствовался разными соображениями, которые он считал приоритетными.

угол, установка, колесо, автомобиль, развал

Итак, к чему стремятся конструкторы автомобильных подвесок при выборе УУК? Конечно, к идеалу. Идеалом для автомобиля, который движется прямолинейно, считается такое положение колес, когда плоскости их вращения (плоскости качения) перпендикулярны поверхности дороги, параллельны друг другу, оси симметрии кузова и совпадают с траекторией движения. В этом случае потери мощности на трение и износ протектора шин минимальны, а сцепление колес с дорогой, наоборот, максимально. Естественно, возникает вопрос: что же заставляет преднамеренно отклоняться от идеала? Забегая вперед, можно привести несколько соображений. Во-первых, мы судим об углах установки колес на основании статической картины, когда автомобиль неподвижен. Кто сказал, что в движении, при ускорении, торможении и маневрировании автомобиля она не меняется? Во-вторых, сокращение потерь и продление срока службы шин не всегда является приоритетной задачей.

Прежде чем рассказывать о том, какие факторы принимают в расчет разработчики подвесок, условимся, что из большого числа параметров, описывающих геометрию подвески автомобиля, мы ограничимся лишь теми, что входят в группу первичных (primary) или основных. Они называются так потому, что определяют настройку и свойства подвески, всегда контролируются при ее диагностике и регулируются, если таковая возможность предусмотрена. Это хорошо известные схождение, развал и углы наклона оси поворота управляемых колес. При рассмотрении этих важнейших параметров нам придется вспомнить и о других характеристиках подвески. Чтобы оживить память, можно воспользоваться приводящимися справками.

Где лучше проводить настройку

Советуем доверять заботу о своем авто проверенным салонам или знакомым мастерам. При выборе компании ориентируйтесь на личные рекомендации, отзывы в интернете и рейтинги СТО, чтобы найти действительно хорошее место.

Чтобы провести диагностику общего состояния ТС, грамотному технику потребуется только подъемник и измерительный прибор. При желании и наличии знаний в области обслуживания грузовых автомобилей, вы можете оценить фронт работ самостоятельно. Но если вы решите делегировать эту обязанность специалисту, он справится с задачей эффективнее и сможет не только диагностировать проблему, но и исправить неполадки.

Когда речь идет о тщательном осмотре, и устранении серьезных проблем, экономить на обращении в СТО точно не стоит. Мастера в салонах имеют соответствующее оборудование (такое, как 3D стенд), расходные материалы и помощников, что помогает им справляться с поломками быстрее, чем автомобилисты-любители.

Что такое схождение

Схождением колес называется угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью машины. Он заметен, если посмотреть на автомобиль спереди или представить его в виде рентгеновской схемы сверху – колеса стоят не строго параллельно относительно друг друга, а расположены под углом. При положительном схождении колес их оси сходятся к продолжению центральной оси автомобиля, при этом наблюдается устойчивость на скоростях, но возникает риск недостаточной поворачиваемости. При отрицательном схождении колеса смотрят в разные стороны и увеличивается запас устойчивости, обратной стороной которого будет ускоренный износ шин, повышенная чувствительность к дорожной колее и дефектам покрытия. Кроме того, различают раздельное (угол между продольной осью автомобиля и плоскостью, проходящей через центр колеса) и суммарное (сумма раздельных) схождение.

Читайте также:  Как Снять Стартер На Хендай Портер

Схождение колес автомобиля, отличающееся от заводских параметров, даст о себе знать повышенным расходом топлива из-за повышенного сопротивления качению передних колес, которые словно упираются, а также характерным пилообразным износом покрышек.

Схождение задних колес, разумеется, влияет на управляемость, но не так сильно, как в случае с управляемыми колесами.

Когда нужно делать сход-развал

Производители автомобилей не указывают в инструкции по эксплуатации точных временных сроков или пробега. Некоторые для самоуспокоения обращаются за услугой раз в 20-40 тыс. км. Обязательная регулировка углов установки колес проводится после планового ремонта подвески и вмешательства в ходовую часть, но здесь весомую роль играет марка, а также модель транспортного средства, поскольку конструкции везде разные. Обязательна корректировка после замены:

В некоторых моделях машин регулировка углов установки колес может понадобиться после замены ШРУСа или рулевой рейки. Если в конструкции используется задняя полузависимая балка, то там углы стабильны и при замене сайлентблоков балки или амортизаторов регулировка не требуется. В таких автомобилях настраивается только развал передних колес для оптимального взаимодействия с подвеской.

Кроме ремонтных работ, развал-схождение потребуется проверить после попадания автомобиля в большую яму на скорости. Удар способен сместить крепление и сбить регулировку углов. Еще при ударах деформируются диски, поэтому диагностика поможет выявить верное направление для ремонта. Среди признаков, указывающих на необходимость регулировки сход-развала следующие:

  • автомобиль самостоятельно уходит с прямой траектории движения — водителю приходится подруливать;
  • шины визжат при маневрах;
  • теряется стабильность управления при смене дорожного покрытия;
  • вхождение в повороты дается с трудом — машина норовит выйти из заданного круга;
  • руль не возвращается самостоятельно в исходное положение после выхода из поворота;
  • заметен неравномерный износ покрышек по наружному или внутреннему краю.

Когда автомобиль получил серьезный удар при лобовом столкновении, стоит проверить развал передних колес, поскольку ДТП могло спровоцировать смещение угла, выставленного при регулировке.

Но за услугой можно обратиться по желанию, чтобы быть спокойным.

Что такое кастер?

Кастером называют наклон проекции оси вращения колеса и вертикалью. О нем часто забывают, хотя он непосредственно влияет и на развал, и на схождение. Его также необходимо делать, но только в том случае, если это предусмотрено конструкцией автомобиля.

Положительное значение означает, что эта ось относительно направления движения отклонена назад и автомобиль меньше виляет на высоких скоростях.

Также он отвечает за возвращение руля на изначальную позицию после прохождения поворота с положительным положением автомобиль самостоятельно выходит из поворота вместе с рулем.

VESKO-TRANS.RU 2022