VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Замена масла в АКПП

Замена масла в АКПП вызывает много вопросов у владельцев автомобилей с автоматическими коробками передач. Существуют прямо противоположные мнения о необходимости такой замены. В большинстве случаев правильно и вовремя проведенная замена масла в АКПП продлевает ресурс коробки и улучшает ее работу, но в некоторых ситуациях неправильно проведенная замена может привести к ухудшению работы АКПП или даже полному ее выходу из строя.

Зона риска

Впрочем, производитель оговаривает, что если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, то АКП требует обслуживания. К таковым относятся:

  • частое движение в ритме мегаполиса – тронулся-остановился;
  • езда с резкими ускорениями и торможениями;
  • эксплуатация в горных условия;
  • поездки с прицепом;
  • поездки по бездорожью – раскисший грунт, песок и т.д.

В этом случае первую смену масла проводят при пробеге 60 тыс. км. и в дальнейшем повторяют каждые 40-60 тыс. Если автомобиль преимущественно ездит по трассе, то специалисты рекомендуют менять масло в АКПП на пробеге 80-100 тыс. км. Тогда «автомат» прослужит 250-300 тыс.

Какое масло нужно заливать в АКПП

До того, как самому заменить масло в АКПП, следует выяснить его марку.

Жидкость, которую заливают в МКПП, содержит компоненты, которые не подходят для использования в АКПП. Масла имеют различную вязкость, свойства. Если залить неподходящее ATF, то система может выйти из строя. Производители транспортных средств договорились использовать для автоматической коробки жидкость красного цвета.

Возникает вопрос о том, как определить, что за масло залили в АКПП?

На первый взгляд ничего сложного нет. Однако это только так кажется. Бывает, что документ, где прописана марка ATF, утерян или где-то завалялся среди других бумаг, или никак не понять, какого цвета масло на щупе.

В таких ситуациях рекомендуем вам следующее:

  • иногда производитель размещает данные под капотом на информационной табличке (на шильдике);
  • узнать данные у дилера или официального представителя;
  • выяснить необходимую информацию с помощью Интернета.

Представляем вам маркировку ATF, используемую популярными торговыми знаками:

  • Volkswagen Group – G-052-055, ZF, иногда – ESSO;
  • Toyota – ATF Toyota Tyre-T;
  • BMW – ZF;
  • Nissan – Nissan Matic;
  • Mercedes – ATF Mercedes.

Заменить масло в АКПП просто, но цена на оригинальное ATF высокого качества «кусается». Для экономии можно применить аналоги других брендов. Важно точно определить технические свойства «родного» ATF: вязкость, допуск.

Как часто надо менять масло в АКПП?

Вечная дилемма автовладельцев: когда менять масло в АКПП, вообще надо ли это или лучше оставить все, как есть? Кто-то хаотично просматривает инструкцию коробки в поиске слов производителя “на весь промежуток использования”, а кто-то уверен, что следует менять масло в АКПП каждые 10-15 тысяч километров пробега. Где истина? В этой статье мы подробно рассмотрим вопрос замены рабочей АТФ в автомате, расставив все точки над “И”.

Замена масла в АКПП. Когда и как менять масло в коробке-автомат?

Зачем масло в коробке автомат?

Всем известно, зачем нужно масло в агрегатах автомобиля для того, чтобы снизить трение, обеспечить смазку деталей, защитить механизмы от коррозии и быстрого износа. Также масло позволяет немного охладить детали в процессе эксплуатации температура многих узлов может подняться до 600-800 градусов по Цельсию. Масло в коробке передач используется так же. Однако это актуально, в первую очередь, для механических коробок. Автоматическая трансмиссия, разумеется, использует масло для того же но это отнюдь не главная его функция.

замена, масло, акпп, сколько, менять

Дело в том, что в автоматах масло (а точнее, трансмиссионная жидкость ATF) является так называемым рабочим телом, которое участвует в передаче крутящего момента. Исключение составляют вариаторные коробки в них несколько иной принцип работы. Получается, что для автомата требования к маслу гораздо выше, чем для механики.

Читайте также:  Замена переднего ступичного подшипника ВАЗ

К примеру, если масло в механической коробке вспенится (такое происходит, если масла в коробке слишком много либо при смешивании двух разных типов жидкости), это приведет лишь к повышенному износу так как вспененное масло теряет свои смазочные свойства. Если такое произойдет в автоматической коробке, она может вообще перестать работать). Поэтому от состояния ATF в автомате напрямую зависит качество ее работы. А ведь в процессе эксплуатации свойства масла меняются! Есть некоторые эксплуатационные условия, которые негативно влияют на качество масла и срок его использования:

  • чрезмерно высокие нагрузки на коробку передач автомат (как правило, вследствие постоянной езды с нагрузкой прицепы, большое количество людей в автомобиле, езда с низким уровнем ATF);
  • плохие дорожные условия (всем известно, что езда по бездорожью одна из наиболее распространенных причин ранней смерти АКПП);
  • низкое качество топлива (в таком случае требуемая мощность развивается на более высоких оборотах коленчатого вала, а это подразумевает более высокую температуру масла в коробке);
  • рваный ритм езды (частое чередование ускорений и замедлений, старт-стоп городских пробок);
  • слишком низкие температуры окружающего воздуха (слишком сильно увеличивается вязкость ATF);
  • слишком высокие температуры окружающего воздуха (вдобавок к тому, что коробка быстрее перегревается, вязкость ATF слишком сильно падает);
  • быстрый старт с места (даже коробкам, у которых есть режим прогрева, не рекомендуется давать высокую нагрузку с места, так как масло еще не прогрелось до рабочей температуры);
  • пробуксовки на льду, в снегу, песке и грязи (вообще для таких ситуаций в автомате предусмотрен зимний режим, в котором старт производится со второй передачи, рекомендуется в описанных условиях использовать именно его).

Частичная и полная замена масла

Частичная замена масла в автоматической коробке передач гидротрансформаторного типа подразумевает замещение только 55%-65% старого масла. При полной замене с помощью специализированного аппарата удается заменить до 98% старой жидкости ATF.

При частичной замене вы сливаете рабочую жидкость с поддона, но остаток заправочного объема с гидротрансформатора и гидроблока откачать не получится. В некоторых типах автоматических коробках передач еще небольшую долю удается слить при замене фильтрующего элемента. Отобранный объем замещается новым маслом, которое в процессе эксплуатации перемешивается со старой жидкостью ATF.

При аппаратной замене масла к коробке передач подключается специальная установка. В процессе работы двигателя аппарат откачивает с поддона старое масло, в то же время возмещает убыток новой рабочей жидкость. Процесс происходит до тех пор, пока откачиваемое масло не сравнится по цвету с новой жидкостью ATF.

Полная замена масла в АКПП без аппарата через шланги

Многие автомобилисты интересуются, допустимо ли сливать не 1,5-2 л, а до тех пор, пока смазка не перестанет течь? На самом деле так делать нельзя, поскольку можно сжечь бублик, так как эта деталь с завода продается заполненная смазкой.

Читайте также:  Toyota Corolla Не Работает Кондиционер

Как выполнить замену смазки без аппарата? Потребуются 2 прочные бутылки объемом по 15 л с герметичными крышками, в которые вставляются штуцеры и шланги.

Зачем вообще менять масло в АКПП

На трансмиссионную жидкость возложено большое количество различных функций:

  • Смазывать детали, у которых возникают трения.
  • Удалять из элементов вещества, которые образовались при изнашивании (как правило, накапливаются в поддоне).
  • Поддерживать температуру на нужном уровне.

В зависимости от типа АКПП определяется и время смены смазки. В принципе, если условия эксплуатации обычные, то следует менять после 70 тыс. км пробега или через два года. Если режим работы был далек от нормального (морозы, жара, поездки в мегаполисе и пр.), то замену рекомендуется проводить через год либо после 25 тыс. км эксплуатации. У некоторых дорогостоящих автомобилей в руководстве по эксплуатации совсем не сказано о полной или частичной замене масла в АКПП. Однако, несмотря на это, нужно периодически (желательно раз в семь дней) проверять смазку в вашей машине.

Следует менять трансмиссионную жидкость в установленные сроки. При условии, что во время работы автомобиля не произошло ничего экстраординарного (забуксовали, вытаскивали другой транспорт) или внешний вид смазки не изменился. Если масло потемнело либо ощущается запах гари, то его нужно поменять раньше положенного срока. Хотя новая ATF не всегда может помочь в создавшейся ситуации. Обычно в таком случае необходимо полностью ремонтировать коробку.

С течением времени смазка начинает терять свои свойства, поэтому ее необходимо менять. Если этого не делать, то старая жидкость ATF будет способствовать изнашиванию трущихся металлических элементов, подшипников и пр.

Также необходимо обращать внимание на температуру АКПП. Если она перегревается, то ухудшился отвод тепла из-за грязной смазки. Охлаждающий радиатор в коробке передач плохо справляется со своими функциями.

Смена масла необходима, независимо от ситуации. К тому же, выполнить частичную замену смазки в коробке можно и самостоятельно в своем гараже. Некоторые подумают, что для проведения такой процедуры необходимы опыт, разнообразные знания и специальные инструменты. В реальности все намного проще, нужно лишь следовать советам, которые приведены ниже.

Частичная замена масла: плановое обслуживание АКПП

Итак, для нормальной работы коробки необходимо, чтобы масло было чистым, залито в должном объеме, а также подходило по свойствам. Что касается чистоты, замена АТФ требуется для того, чтобы устранить элементы естественного износа АКПП, образовавшиеся в процессе работы. Стружка действует как абразив, повреждая каналы гидроблока, соленоиды и другие элементы.

Также со временем жидкость ATF теряет свойства, что также является основанием для замены. Если коробку не обслуживать, ухудшение защитных свойств приводит к износу трущихся металлических деталей и поверхностей, подшипников и т.д.

Еще нужно обратить внимание на то, что коробка автомат может перегреваться по причине того, что отвод тепла в случае с грязным отработанным маслом заметно ухудшается (радиатор охлаждения АКПП может не справляться).

  • Нужно всегда помнить, что трансмиссионное масло становится непригодным после 50 тыс. километров пробега и требует полной замены всего масла на свежее.
  • Однако частичная замена масла, которую нужно делать каждые 20 тыс. километров пробега, позволяет отсрочить полую замену на 30-40 тыс. км. При этом в рамках частичной замены за один подход удается «освежить» около 1/3 части от общего объема ATF в АКПП.
Читайте также:  Замена Помпы Renault Scenic 2

Чтобы разобраться, рассмотрим, в каких случаях производят частичную и полную замену масла. При частичной замене сливается только часть масла от общего объема и заменяется новой жидкостью.

В таком случае большая часть масла остается, а свежая порция смешивается с остатками. Хотя это не способствует полному обновлению, частичная замена позволяет вернуть часть свойств, удалить определенное количество грязи из АКПП и т.д. Сам процесс замены простой и относительно доступный.

замена, масло, акпп, сколько, менять

Если же говорить о необходимости произвести полную замену масла, понадобится соответствующее оборудование (аппаратная замена). Такое оборудование зачастую имеется только в специализированных автосервисах.

Вернемся к частичной замене масла. Такой способ необходимо осуществлять чаще, при этом нужно приобрести всего 3-5 литров масла (для полной замены требуется не менее 10). Плюсы этого способа очевидны: дешевизна и меньший риск причинить вред коробке. Главное, заливать только такое масло, которое ранее уже было залито в АКПП (избегать смешивания разных продуктов).

Чтобы частично поменять масло в автомате:

  • АКПП прогревается (нужно проехать около 10 км), затем машину поднимают на подъемнике или загоняют на смотровую яму. При частичной замене не требуется менять фильтр АКПП, соответственно, нет никакой необходимости в снятии поддона. При этом будет предпочтительным использовать перчатки во время проведения работ (для защиты от всевозможных загрязнений).
  • Понадобиться канистра либо любая другая тара, которую необходимо поместить под сливным отверстием, после этого неспешно при помощи ключа (часто на 19) выкрутить сливную пробку, подставить емкость, а затем открутить полностью от руки.
  • Дождавшись, когда весь объем жидкости стечет, пробку можно закрутить с рекомендуемым усилием (указано в мануале). Теперь немаловажно определить количество слитого масла. Как уже говорилось выше, при частичной замене сливается не весь объем жидкости, а только часть, которая составляет 30 или 40 процентов от общего объема.
  • Для замера подойдут самые обыкновенные банки или какая-либо другая емкость, при помощи которой можно точно определить объем слитой отработки.
  • Далее нужно открыть капот и извлечь щуп АКПП. Вместо щупа в его отверстие требуется поместить воронку. Если доступ затруднен, можно вставить подходящий по диаметру резиновый шланг, в другой конец которого вставляется воронка.
  • Теперь небольшими частями нужно влить в АКПП ровно столько же масла, сколько было ранее слито из коробки. Важно заливать точно определенное количество трансмиссионного масла.
  • Затем щуп должен быть помещен на место, после чего следует завести машину на 10-15 минут, после чего включить режим P и далее переключать все последующие режимы, задерживаясь на каждом по 5-10 сек.

Как видно, способ хорошо подходит в том случае, если изначально масло не сильно грязное, а сама коробка работает исправно. Другими словами, частичная замена нужна для поддержания чистоты смазки и обновления ее свойств, что позволяет увеличить ресурс автомата. Однако для получения оптимального результата необходимо проводить данную операцию не один раз, а каждые 20 тыс. км. пробега, чтобы обновить основной объем.

VESKO-TRANS.RU 2022