VESKO-TRANS.RU

АвтоНовости / Обзоры / Тесты

Содержание

Неисправности, их признаки

Дефектов, которые могут появиться с самим механизмом не так и много. Но они могут появиться не только лишь с ним, да и остальными элементами управляющего управления – тягами, шаровыми опорами, управляющий колонкой.

Потому при их возникновении следует инспектировать все элементы.

Повышение свободного хода руля может указывать на износ зубчатого сектора из-за попадания пыли и грязищи вовнутрь механизма, также повышение зазора меж рейкой и ее упором. В таком случае миниатюризируется зацепление рейки с шестерней. Также такая неисправность может указывать на износ сайлентблоков управляющих тяг либо послабление крепления шаровых опор в поворотном кулаке;

Стуки и шум со стороны управляющего управления при движении может указывать на возникновение зазора меж упором и рейкой, износ пластмассовой втулки рейки. Стук также может показаться из-за сильного износа сайлентблоков тяг, шаровых опор, либо в случае послабления крепления вала шестерни к валу управляющий колонки;

Тугое вращение руля обычно показывает на повреждение втулки рейки, повреждение подшипника вала шестерни. Но виной также могут быть шаровые опоры, подшипники стойки подвески.

До ремонтных работ поначалу следует найти, какой из частей неисправен.

Если управляющие тяги, шаровые опоры и управляющая колонка подозрений не вызывают, то следует находить причину в самом механизме. Но для этого он должен быть извлечен с автомобиля.

Особенность снятия рулевой рейки на ВАЗ-2109 (карбюратор)

При замене рулевого механизма на ВАЗ-2109 обладателям можно поступить несколько проще.

Не непременно снимать вполне управляющие тяги с авто вкупе с механизмом.

До демонтажа довольно снять с авто корпус воздушного фильтра на карбюраторе.

замена, рулевой, рейка, 2109

Это обеспечит доступ к болтам крепления тяг к рейке.

Выкрутив их, тяги отсоединяются от рейки, а дальше выкручиваются болты крепления механизма и вала шестерни, снимаются скобы и механизм извлекается, без надобности выдомкрачивания и снятия тяг с поворотных кулаков.

Конструкция и принцип работы

Чтоб было понятнее, следует сначала разглядеть конструкцию и принцип деяния управляющего механизма автомобилей ВАЗ.

Итак, весь управляющий механизм размещается в картере. Этот картер закреплен с помощью скоб к задней стене моторного отдела. Для крепления картера на его концах одеты съемные упоры. Снутри же его установлена рейка с зубчатым сектором.

С правой стороны картера имеется особый отлив, вовнутрь которого помещен вал с зубьями, другими словами один край вала играет роль шестерни.

Своими зубьями вал заходит в зацепление с зубчатым сектором рейки. Чтоб обеспечить подабающее зацепление в картер помещен подпружиненный упор, который поджимает рейку к шестерне.

На другом конце вала с зубьями изготовлены шлицы, средством которых он соединяется с валом рулевой колонки.

С левой стороны в картере имеется продолговатая прорезь. Через эту прорезь можно узреть саму рейку.

С этой же стороны в рейке имеется два отверстия с резьбой для крепления управляющих тяг.

Средством соединительной пластинки и 2-ух болтов к рейке крепятся управляющие тяги.

Чтоб понизить передачу колебаний от колес на рулевой механизм и дальше на руль – в управляющие тяги со стороны их крепления к рейке установлены сайлентблоки.

Так как данный механизм «боится» пыли и грязищи, ведь в итоге ее попадания вовнутрь вероятен износ зубчатого сектора и зубьев шестерни, прорезь картера закрыта резиновым пыльником, в каком проделаны отверстия под болты крепления.

Соединение зубчатого сектора с шестерней делается только с одной стороны, где методом упора исключается поперечный свободный ход рейки, а так как длина ее большая, то с другой стороны для предотвращения этого свободного хода употребляются пластмассовые втулки.

Чтоб осознать, как все работает, разглядим ситуацию с поворотом на право.

Шофер начинает крутить руль, это вращательное движение стопроцентно передается на вал шестерни механизма.

Шестерня начинает крутиться по часовой стрелке, а так как имеется зубчатое соединение ее с рейкой, то она принуждает сдвигаться рейку на лево.

Рейка смещаясь, тянет управляющие тяги, так как она с ними соединена болтами.

Управляющие тяги, перемещаясь на лево совместно с рейкой, средством поворотных кулаков обеспечивают поворот колес.

Тип и особенности конструкции рулевого механизма

Типов, используемых управляющих устройств несколько, наибольшее же распространение у легковых автомобилей получил механизм типа «шестерня-рейка».

Конкретно таковой тип управляющего механизма применяется на российских автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2110.

Работа такового устройства сводится к преобразованию вращательного движения шестерни, которая связана с рулевой колонкой, в продольное движение зубчатой рейки.

Вращаясь, шестерня перемещает рейку, а та средством тяг принуждает проворачиваться вокруг оси поворотные кулаки, связанные с фронтальными колесами.

Особенностью данной конструкции является плотное взаимодействие зубцов шестерни с рейкой. Возникновение огромных люфтов в этой паре приводит к отягощению управления автомобиля, что сказывается на безопасности движения.

Читайте также:  Какое Масло Лить В Mazda Cx 5

Потому при возникновении признаков неисправности данного механизма, делается комплекс восстановительных мероприятий, на самом деле, делается замена рейки управляющий ВАЗ-2110, либо более ранешней модели – ВАЗ-2109.

Хотя не всегда требуется замена рейки, иногда достаточно использовать ремкомплекты, позволяющие снизить или убрать люфт.

Инструменты и материалы

Перечень необходимого инструмента во многом зависит от того, будет производиться замена рулевого механизма или будет выполняться его ремонт.

Так, для замены потребуется всего лишь головка на 13 с воротком и рожковый ключ того же размера, а также ключ на 22 и отвертка.

А вот при восстановительных работах инструментов понадобится значительно больше:

  • Набор рожковых и шестигранных ключей, набор головок;
  • Молоток;
  • Съемник;
  • Тиски слесарные;
  • Домкрат;
  • Узкое зубило (до 7 мм);
  • WD-40;
  • Ветоши;
  • Смазка для подшипников (Феол или др.)

Помимо инструментов понадобятся также и ремкомплект для рулевого механизма.

Эти ремкомплекты разделяются на малый и большой, хотя разница между ними незначительная.

В состав малого ремкомплекта входят:

  • Все резиновые уплотнители;
  • Пружина и заглушка упора рейки;
  • Пластиковая втулка рейки;
  • Стопорное кольцо вала шестерни.

Большой же ремкомплект включает также наличие вала с зубьями шестерни и саму рейку.

Одного ремкомплекта для восстановления работоспособности механизма будет недостаточно, понадобятся также сайлентблоки рулевых тяг, пыльник механизма и хомуты для него.

В независимости от того механизм будет меняется или будет подвергаться ремонту, для начала его нужно снять с автомобиля.

На каком авто будет производиться снятие – ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110, особой разницы нет.

Замена рулевой рейки ВАЗ, снятие и установка.

Разборка рулевой рейки

Если же решено произвести ремонт, то дальнейшая последовательность действий такова:

  • Шестигранным ключом выкручивается заглушка упора рейки и извлекается пружина, находящаяся под ней.
  • Далее ударом по корпусу через деревянную проставку выбивается сам упор.
  • С левой стороны механизма с него снимается опора крепления и удаляется заглушка.
  • Срезаются пластиковые хомуты пыльника, и он снимается с картера.
  • Извлекаются пыльник и уплотняющее кольцо вала шестерни.
  • Затем снимается стопорное кольцо вала и выкручивается гайка крепления подшипника вала.
  • Далее ключом на 14 выворачивается вал с шестерней и подшипником.
  • После извлечения шестерни из картера вынимается сама рейка. Далее уже извлекается с картера пластиковая втулка рейки.
  • Чтобы снять подшипник с вала шестерни, нужно снять стопорное кольцо, а после стянуть с вала подшипник при помощи съемника.
  • Сборка механизма производится в обратной последовательности, но с использованием ремкомплекта. Меняются подшипники, используются новые подшипники, втулки, уплотнители и стопорные кольца.

Демонтаж рулевой рейки ВАЗ 2109, 2110

Автомобиль должен быть обездвижен – для этого он ставится на ручник и под колеса кладутся упоры.

Далее передок автомобиля выдомкрачивается с обеих сторон и снимаются передние колеса.

Затем отворачиваются болты крепления шаровых опор механизма к поворотным кулакам. Далее опоры нужно вытянуть из посадочных мест, для этого используется съемник.

Следующим этапом будет откручивание болта крепления рулевой колонки к валу шестерни механизма. Располагается он в салоне возле пола, в месте вхождения вала колонки в пол. Болт выкручивается полностью и извлекается.

Затем нужно открутить болты скоб, которыми механизм крепится к задней стенке. Скобы тоже снимаются. После этого нужно потянуть механизм вниз и на двигатель, чтобы снять вал шестерни с посадочного места в валу колонки.

Разъединив механизм с рулевой колонкой, можно извлечь его через технологическое отверстие в подкрылках, через которые выходят рулевые тяги.

После извлечения рулевого механизма, он зажимается в тисках, затем откручиваются болты крепления рулевых тяг, и они снимаются.

Если производится замена рулевого механизма, то берется новый механизм, к нему присоединяются рулевые тяги и он устанавливается на место.

Признаки поломки

Изучив признаки появления неисправностей в конструкции рулевой рейки, вы сможете своевременно определить поломку и предпринять соответствующие действия по ее устранению.

Представленные ниже признаки неисправности могут указывать не только на поврежденную рейку, но также и на проблемы с рулевой колонкой, шаровыми опорами или тягами. Потому будьте внимательны.

Это говорит о том, что износился зубчатый сектор из-за попавшей в него грязи, пыли. Либо увеличился зазор между упорами рейки и самой рейкой. Потому зацепление рейки с шестерней уменьшается. Плюс подобный признак может указывать на износ сайлентблоков тяг или слабое крепление опор в поворотном кулаке

Вероятнее всего, образовался зазор между рейкой и упором, либо износились пластиковые втулки. Стук — это также признак износа тяговых сайлентблоков, шаровых опор или ослабления фиксации вала шестерни к валу колонки

Тут можно говорить о вероятном повреждении втулки рулевой рейки, нарушении целостности подшипника вала шестерни. Но исключать поломку шаровой опоры, либо подшипников стойки также не стоит.

Определив наличие признаков неисправностей, важно понять, что же именно стало причиной их появления.

Подготовка к ремонту

Поскольку речь идет о вмешательстве в рулевую систему, подвеску, подготовке должно быть уделено особое внимание.

Непременно снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи, дабы обесточить автомобиль. Короткие замыкание и перегорание проводки нам не нужно.

Демонтаж

Прежде чем поставить новую рулевую рейку, необходимо избавиться от старой. Для этого:

  • Доберитесь до места крепления рейки в подкапотном пространстве. Для этого вам вероятно придется снять сигнализацию и адсорбер газов, заодно демонтировав шланги.
  • Отсоедините рейку от вала рулевой колонки. Перед этим снимается пластиковый кожух, закрывающий путь к шлицевым соединениям. Вал рейки освобождается путем откручивания одного болта.
  • Далее снимаем рулевые наконечники с рычагов. Тут спешка вам может существенно повредить. Постепенно обработайте щеткой по металлу резьбовые соединения, палец наконечника и крепежную гайку. Затем нанесите на эти участки WD40. Дайте средству немного времени, чтобы вступить в реакцию. Затем можно плоскогубцами и отверткой извлечь шплинт из соединения. Как только растворитель подействует, гайки должны откручиваться без особых усилий.
  • Если наконечник находится в нормальном состоянии, снимать с рычага стойки данный элемент рекомендуется съемником. Более варварский метод может привести к повреждению, потому придется менять и наконечники.
  • Крепежи рейки открутите с помощью ключей. Их лучше заранее также обработать ВД40.
  • Открутив гайки, подденьте рулевую рейку плоской отверткой, снимите ее со шпилек.
  • Позовите напарника, чтобы совместными усилиями извлечь элемент через проем в колесной арке.
Читайте также:  Установка по замене масла в АКПП

Замена рулевой рейки на ВАЗ 2109

При выходе из строя рулевой рейки, ничего хорошего с вашим автомобилем не произойдет. Потому желательно сразу при появлении первых признаков неисправности приняться за замену агрегата.

Сборка нового узла

Поскольку рейку извлекали вместе с тягами и наконечниками, перед процессом обратной сборки следует собрать конструкцию из новых деталей.

  • Внимательно изучите состояние пыльника. Если защитный чехол имеет следы трещин, дефектов и прочих повреждений, пыльник подлежит замене;
  • Чтобы заменить тяги или пыльник, открутите пару крепежных болтов, предварительно отогнув стопорную пластину отверткой или зубилом;
  • Далее кусачками удалите хомуты, которыми держится пыльник;
  • Снимите резиновую опору, распорное кольцо и демонтируйте поврежденный пыльник;
  • Новые элементы устанавливаются в обратной последовательности.

Замена рулевой рейки На Ваз 2109-2115, ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ!

Вывешиваем ось

Чтобы безопасно и самостоятельно поменять рулевую рейку в условиях вашего собственного гаража, крайне необходимо грамотно и надежно вывесить переднюю ось автомобиля.

Порой этому вопросу не уделяют должного внимания, в результате чего автомобиль падает, это приводит в лучшем случае к повреждению элементов машины, а в худшем — к травмам самого ремонтирующего.

Дабы все сделать в соответствии с нормами безопасности, вам необходимо:

  • Установить свой ВАЗ 2109 на ровную площадку. Обычно пол в гаражах достаточно ровный;
  • Под задние колеса установите противокаты, башмаки, бруски или другие подобные средства. Каждое колесо заблокируйте спереди и сзади;
  • Вытяните до упора ручной тормоз, чтобы застопорить колеса. Только прежде убедитесь, что ручник работает;
  • Руль установите в нейтральном положении;
  • Немного ослабьте затяжение крепежей на колесах;
  • Переднюю часть автомобиля нужно поднять. Тут лучше использовать сразу два надежных домкрата;
  • Около домкратов дополнительно поставьте металлические упоры, которые регулируются. Если специальных приспособлений нет, подойдет обычная колодка из дерева, доски или какой-то пень. Главное, чтобы при контактах с корпусом, когда вы его будете дергать, толкать, автомобиль не опрокинулся;
  • Снимите полностью передние колеса и приступайте к замене рулевых реек.

Установка

Обратная сборка узла с уже новой рулевой рейкой выглядит так:

  • Зачистите посадочное место, обработайте резьбовое соединение графитной смазкой или солидолом.
  • С помощью напарника вставьте рейку в подкапотное пространство. Вращая рейку вдоль оси, вы сможете обогнуть все встречающиеся на пути препятствия.
  • Когда вы насадите механизм на шпильки, наденьте хомуты и наживите крепежные гайки вместе с новыми шайбами.
  • Не давайте помощнику уходить далеко, поскольку без второй пары рук вы не справитесь со следующим этапом. Один должен направить вал рейки в салон, а второй — соединить вал с крестовиной колонки. Следите за лыской на валу, дабы она совпала с отверстиями на муфте. Так вы сможете без проблем закрепить болт. После этого зажмите и установите пластиковую обшивку колонки.
  • Закрутите гайки, крепящие рулевую рейку в подкапотном пространстве.
  • Соедините рулевые наконечники с рычагом стойки и затяните соответствующие крепежные гайки.
  • Не забудьте в обязательном порядке обработать резьбовое соединение с помощью графитовой смазки или обычного солидола.

По завершению замены рулевой рейки обязательно проверьте результат ремонта в движении. Для этого достаточно выехать на дорогу и посмотреть, как будет вести себя автомобиль с новыми рейками.

Необходимый инструмент для работы

Ниже будет приведен список инструментов, которые понадобятся для данного ремонта:

  • монтировка
  • молоток
  • головки торцевые на 10, 13 и 22
  • удлинители
  • воротки
  • трещоточные рукоятки

Инструкция по замене рулевой рейки

Приходилось ли вам слышать при движении по щебню или разбитой дороге стуки со стороны рулевого управления? Если да, то скорее всего причиной этому была рулевая рейка. Она расшатывается довольно быстро и на всех переднеприводных автомобилях, включая ВАЗ 2109-2108, ее приходится иногда подтягивать. Если же подтяжка не помогает, то можно произвести ремонт или замену. В данной статье я расскажу о втором варианте, то есть о полной замене данного механизма.

Порядок снятия и установки рулевой рейки на ВАЗ 2109-2108

Прежде, чем приступать к процедуре снятия рейки, первым делом нужно будет открутить несколько гаек крепления защиты, что наглядно продемонстрировано ниже на

После чего без особых проблем отсоединяем их и отводим в сторону:

Далее необходимо открутить по две гайки крепления рейки хомутами по краям, как с одной, так и с другой стороны:

ЗАМЕНА РУЛЕВОЙ РЕЙКИ ВАЗ 2108,2109,21099,2113,2114,2115

И отводим рулевую рейку ВАЗ 2109-2108 в сторону:

Для того, чтобы окончательно снять ее с автомобиля, необходимо открутить стяжной болт со стороны салона, который находится в самом низу рулевого вала:

И после пробуем срывать рейку с вала, и если это сделать не удастся, можно снаружи поддеть монтировкой, после чего все должно сняться без проблем.

Читайте также:  Как снять рулевую колонку ВАЗ 2106

В случае необходимости, покупаем новый механизм и производим замену. в зависимости от производителя. Установку выполняем в обратном порядке, и после проведения данного ремонта необходимо проверить сход-развал передних колес. Конечно, если вы те снимали наконечники, то скорее всего это не понадобится, но все же обратите внимание на это внимание.

— Отсоединяем скобу левого крепления рулевого механизма

Ключом или головкой на «13» отворачиваем две гайки крепления и снимаем скобу со шпилек.

— Отсоединяем фланец рулевого вала от вала рулевой рейки

Для этого ключом на «13» отворачиваем стяжной болт нижнего фланца муфты рулевого вала. Извлекаем болт.

Шлицевой отверткой немного разжимаем фланец муфты, чтобы находящийся в ней вал рейки не был зажат.

— Отсоединяем скобу правого крепления рулевого механизма

Ключом или головкой на «13» отворачиваем две гайки крепления и снимаем скобу со шпилек.

Как снять рулевую рейку на автомобиле ВАЗ 2108 (2109, 21099)

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях снимаем рулевую рейку для ремонта (рейка «стучит»), либо для замены защитного чехла. В других случаях можно выполнить ее проверку и регулировку при помощи специального ключа.

Необходимые инструменты и приспособления

— Накидной изогнутый ключ или высокая головка на «13»

— Съемник наконечников рулевых тяг или монтажка и молоток

— Вывешиваем переднюю часть автомобиля и снимаем передние колеса

— Вынимаем рулевой механизм

См. фото в начале статьи. Все работы по снятию рейки проводим с левой стороны автомобиля, в левой колесной арке. Сдвигаем рулевой механизм вниз относительно рулевого вала, чтобы вывести вал рейки из фланца муфты вала. Поворачиваем рулевой механизм так чтобы вал рейки смотрел вверх. Извлекаем его через отверстие в левом брызговике моторного отсека.

Все рулевая рейка автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 снята.

Устанавливаем ее в обратной последовательности.

— Отсоединяем наконечники рулевых тяг с обеих сторон автомобиля

Если есть съемник, используем его, если нет, то выбиваем наконечники молотком. Подробнее: «Замена наконечников рулевых тяг на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099».

отсоединяем наконечник рулевой тяги 2108, 2109, 21099 при помощи монтажки и молотка

Как снять рулевую рейку автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099

Примечания и дополнения

— Существует другой вариант снятия рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 21099 — без отсоединения наконечников рулевых тяг. Вместо них отворачиваем болты крепления самих рулевых тяг к рулевой рейке. Используем ключ на «22».

Ремонт и замена рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109, 21099

Не всегда появление неполадок в функционале говорит о том, что нужна замена, часто достаточно сделать ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109 и 21099 своими руками. Эти модели автомобилей комплектуются механизмом довольно простой конструкции.

Основные признаки неисправности механизма:

  • стук;
  • люфт;
  • загрязнение и поломка уплотнителей;
  • тугой поворот руля;
  • утечка смазки;
  • гул в гидроусилителе.

Часто точно определить дефект можно только при полной разборке устройства. Чтобы работы выполнить корректно, нужно понимать устройство узла. Для этого следует внимательно изучить схему.

Необходимые запчасти

Для замены ремкомплекта рулевой рейки ВАЗ 2109 или восстановления работоспособности узла, согласно виду работ, потребуются такие запчасти:

  • Рулевая рейка с артикулом: 21080-3401067-00, 21080340106700 или 2108-3401067
  • Натяжной ролик с артикулом: 406.1308080-21-088-01, 88-01, 406.1308080-21.
  • Кольцо гайки с артикулом: 21080-3401075-00, 21080340107500, 2108-3401075.
  • Чехол с артикулом: 2108-3401224, 2108-3401224К.
  • Смазка высокотемпературная, артикул 4003/2017.

Инструменты, которые нужны для корректного ремонта

Чтобы выполнить работы по ремонту или установке нового узла подготовьте такие инструменты:

  • плоская и крестообразная отвертка;
  • ключ для отворачивания пробки упора;
  • ключ на 17;
  • щипцы для монтажа стопорного кольца;
  • 2-палый съемник подшипника;
  • ключ для отворачивания гайки подшипника;
  • тиски;
  • острогубцы;
  • выжимной съемник;
  • ремкомплект с артикулом: РК2108-3401120/23, 2108-3401120.

Самостоятельное восстановление работоспособности узла вполне оправдано – вы экономите деньги на ремонт или замену рулевой рейки ВАЗ 2109,. установка нового механизма в среднем – 2900 рублей.

Порядок выполнения работ

Чтобы снять механизм, нужно воспользоваться эстакадой, смотровой ямой или домкратом. Надежно зафиксировав автомобиль можно приступать в процедуре. Сначала нужно выполнить демонтаж узла.

  • Согласно выбранной стратегии нужно снять правое переднее или оба передних колеса.
  • Для создания доступа к механизму нужно отсоединить фильтр и провода.
  • Выкрутить болт шлица, предварительно выровняв колеса рулем.
  • Снять крепежные гайки тяг, предварительно удалив в них загрязнения.
  • Демонтировать рулевые тяги, отсоединив их от картера рейки. Обратите внимание! Есть рекомендации по демонтажу картера с тягами. Снятие в тисках выполняется проще и быстрей.
  • Рейка готова к изъятию. Она вынимается через арку колес. Перед фиксацией в тисках узел нужно очистить и помыть.

Теперь нужно решить вопрос о замене или возможности ремонта узла. Второе лучше делать с помощью оригинального ремкомлекта.

  • Выполнить дефектовку упоров, пыльника и торцевых колпачков.
  • Извлечь упорные втулки, пружины и стопорные кольца (после демонтажа резьбовых пробок).
  • Проверить подшипник на наличие люфта.
  • Так же ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 вы можете посмотреть на видео, в котором детально показаны все этапы восстановления работоспособности самого узла.

    По аналогу с этим видео выполняются работы для ВАЗ 2108, 2113, 2114, 2115.

    Операция выполняется на эстакаде или смотровой яме. Нужно найти регулировочную гайку и подтянуть ее 17-м ключом.

    VESKO-TRANS.RU 2021